Сложный план социальные общности и группы. Социальные группы. Социальный контроль и его виды

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья в современном обществе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) По­ня­тие семьи.

2) Функ­ции семьи:

а) репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) со­ци­а­ли­за­ции и др.

4) Виды семей:

в) многодетная, бездетная.

5) Ре­сур­сы семьи:

а) экономические;

б) ин­фор­ма­ци­он­ные;

в) трудовые и др.

8) Государство и семья.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

1. Понятие «Социализация»

2. Основные этапы социализации:

а) первичная;

б) вторичная.

3. Функции социализации:

а) Освоение системы знаний о мире, человеке и обществе;

б) усвоение моральных ценностей и ориентиров;

в) усвоение практических навыков и умений.

4. Факторы (агенты) социализации:

б) образование;

в) группа друзей (сверстников);

г) СМИ и т.д.

5. Десоциализация и ресоциализация индивида.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

1) Понятие нация:

а) как этническая группа;

б) как общегражданская общность.

2) Признаки этноса:

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие семьи.

2. Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

3. Права и обязанности членов семьи.

4. Признаки семьи как социального института:

а) наличие норм и санкций, регламентирующих отношения в рамках института семьи;

б) специфическая статусно-ролевая система (супруги, родители и дети и т.д.);

в) удовлетворение социально-значимых потребностей и т.д.

5. Ресурсы семьи:

а) экономические;

б) информационные;

в) трудовые и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

1) По­ня­тие семьи.

2) Функ­ции семьи:

а) репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) со­ци­а­ли­за­ции и др.

3) Права и обя­зан­но­сти чле­нов семьи.

4) Виды семей:

а) патриархальная, демократическая;

б) многопоколенная, нуклеарная;

в) многодетная, бездетная.

5) Ре­сур­сы семьи:

а) экономические;

б) ин­фор­ма­ци­он­ные;

в) трудовые и др.

6) Признаки семьи как малой группы:

а) кровно-родственная и (или) супружеская связь членов семьи;

б) совместное ведение хозяйства, быта;

в) взаимная поддержка, забота членов семьи и т.д.

7) Изменения в обществе и современная семья:

а) изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнерского типа;

б) от многопоколенной семьи к нуклеарной;

в) сокращение количества детей, рост числа неполных семей и т.д.

Возможны дру­гое количество и(или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2, 4, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу


Пройти тестирование по этим заданиям

    • Постановление администрации Некоузского муниципального района "О закреплении муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, за территориями Некоузского муниципального района
  • Другие организации
  • Уроки Социальные группы и их классификация.

    Цели и задачи:

    объяснить понятия и термины: «социальная группа», «условная группа», «референтная группа»; ознакомить с особенностями социальной группы, в том числе малой; описать виды групп; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы; рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

    Кодификатор по обществознанию 2016: Социальные группы

    СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Профильный уровень: Социальные группы, их классификация.

    Оборудование: схемы, пакет заданий ЕГЭ.

    Ресурсы: учебник / Под ред. Боголюбова Л Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. 11 кл.- Просвещение, 2012. Комплект

    Tип урока: комбинированный урок.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Человек - существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека, его удовлетворенность жизнью во многом определяется его положением в тех группах, в которых он существует. Именно они оставляют большой след в жизни человека. Что же они собой представляют?

    Тема урока: «Социальные группы и их классификация».

    В сильном классе предлагаю выполнить задание на составление сложного плана по заданной теме №28 (учащимся предлагается подготовить развернутый ответ по теме «Социальные группы и их классификация».. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех

    пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.) Поскольку учащиеся не могут выполнить данное задание полноценно, нет необходимых знаний, им предлагается разделить лист на две части: в левую они вносят формулировки пунктов простого плана, а справа, в конце уроков, они внесут дополнения, в том числе и подпункты.

    ИЛИ учитель предлагает план сам.

    Мы рассмотрим следующие вопросы:

    1. Что такое «социальная группа»

    2. Критерии социальных групп.

    3. Признаки социальной группы

    4. Функции социальной группы

    а) Социализация;

    б) Осуществления той или иной деятельности людей;

    в) Удовлетворения потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

    г) Интегративная

    5. Классификация групп.

    А) Большие группы

    Б) Малая группа.

    В) Референтные группы.

    II. Изучение нового материала

    1. Что такое «социальная группа».

    Итак, связующим звеном между человеком и обществом является СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

    А какие ассоциации возникают у вас с этим термином. Техника «Ассоциации» (как вариант составление определения в парах) . Учитель зачитывает определение из словаря.

    Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный статус и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре обществе» разделения труда. (Данный вариант задания, используемый в системе на уроках, позволяет качественно подготовить учащихся к выполнению задания №25 ЕГЭ)

    Доход и др.


    3. Признаки социальной группы.

    Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Для возникновения же группы необходимы определенные условия.

    Класс устно работает с заданиями к документу «Принадлежность к группе» (учащиеся подчеркивают карандашом ответы непосредственно в тексте). Выполняются:

    №21 - задание на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, задание №22 -преобразующее воспроизведение и интерпретацию отдельных фрагментов и положений текста без привлечения контекстных знаний.

    Прочитайте текст и выполните задания.

    В тетрадь записываются признаки социальной группы:

    1. наличие внутренней организации;
    2. общая (групповая) цель деятельности;
    3. групповые формы социального контроля;
    4. образцы (модели) групповой деятельности;
    5. интенсивные групповые взаимодействия.

    4.Функции социальных групп.

    Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Следует выделить такие функции групп:

    1. Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
    2. Осуществления той или иной деятельности людей;
    3. Удовлетворения потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
    4. Интегративную

    III.Первичное закрепление пройденного материала.

    Работа с заданиями №23 к документу «Принадлежность к группе». №23 - задание на характеристику текста и интерпретацию содержания с опорой на собственные знания.

    5. Классификация групп.

    Как уже было сказано ранее, принадлежность к группе является значимой для человека. Он может входить сразу в несколько групп. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях.

    В каждом обществе таких объединений множество.

    Выделяются большие, средние и малые группы.

    В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.

    К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

    К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

    Среди всех социальных групп особое место занимают так называемые статусные группы - классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе социального неравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним социальным контролем, который, тем не менее, может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. С уменьшением группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит потому, что с уменьшением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий. Наиболее значимые в жизни человека группы - малые группы. С малыми группами человек связан с момента своего рождения. Именно здесь человек:

    Получает информацию о мире;

    Строит свои отношения с другими людьми;

    Организует свою деятельность.

    Через малую группу человек познает ценности и нормы, которые формируются в обществе. Именно поэтому это очень интересная тема. Рассмотрим ее.

    Воздействие малой группы на человека

    Класс делится на 2 группы. Одна из них предлагает аргументы в пользу позитивного воздействия на человека малой группы, вторая - негативного. (№24 - задание, требующие выражения своего собственного мнения и его аргументации).

    Как вариант , можно поработать с заданием №24 к документу «Принадлежность к группе» и самостоятельно вычленить позитивное влияние группы в формировании «Я- концепции», а негативное записать совместно. Составляем таблицу

    Позитивное

    Негативное

    • Отношения, складываю-щиеся в группе, приуча-ют человека выполнять существующие социаль-ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью
    • В группе человек совер-шенствует свои коммуни-кативные умения
    • От членов группы чело-век получает информа-цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя
    • Группа дает человеку уверенность в себе, снаб-жает его системой поло-жительных эмоций, не-обходимых для его раз-вития
    • Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от-дельных ее членов в ущерб ин-тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм
    • . Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен-ных творческих личностей: их оригинальные идеи отверга-лись большинством потому, что были непонятны, а сами не-ординарные личности сдержи-вались, подавлялись в своем развитии, преследовались
    • . Иногда человек идет на внут-ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас-ходясь в мнениях с окружаю-щими людьми, тем не менее со-глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

    Для более эффективной работы разобьемся на группы:

    Группа 1 работает с п. 1 «Что такое "малая группа"» § 34.

    Группа 2 работает с п.2 Виды малых групп § 34.

    Группа 3 работает с заданиями ЕГЭ №21-24 документа «Типы социальных групп».

    Вопросы и задания для группы 1

    1. Что такое «малая группа»? 2. Какими характеристиками обладает малая группа?

    3. Назовите главную характеристику малой группы.

    4. Проанализируйте ее количественный состав.

    5. Каким образом в группе возникают эмоциональные отношения?

    6. Чем руководствуются группы в повседневной жизни?

    7. Дайте характеристику малой группе как системы.

    8. В чем особенности малой группы?

    Доп.задание (если позволяет время) - 9. Лингвистический конструктор. Составьте схему «Что такое "малая группа?"»

    Вопросы и задания для группы 2

    1. Выделите и охарактеризуйте различные виды малых групп.

    2. Составьте таблицу «Классификация малых групп».

    Группа 3 работа с заданиями ЕГЭ №21-24 документа «Типы социальных групп».

    Обсуждение.

    IV.Первичное закрепление пройденного материала.

    Задание ЕГЭ №25 на закрепление материала. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о малой группе.

    6. Социальные группы в современном обществе.

    Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего класса.

    V. Закрепление изученного материала.

    Работа с тестом. Самоконтроль. Ответы на слайде либо на доске.

    VI. Итог урока. Таким образом, несмотря на то, что реальное общество со-ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта-ми общественных отношений являются социальные группы.

    VII. Инструктаж по выполнению Д/З.

    Обязательная часть: выучите § 34, выполните задания.

    Дополнительная часть на выбор:

    Задание №27 : раскройте на трех примерах многообразие критериев выделе-ния социальных групп.

    Задание №29: напишите эссе по предложенному ниже высказыванию, изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания , полученные при изучении

    курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

    «Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М.Вебер)

    Литература.

    Учебник / Под ред. Боголюбова Л Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. 11 кл.- Просвещение, 2011. Комплект

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс: Профильный уровень. К учебнику "Человек и общество. Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.М.: ВАКО, 2008.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс: Профильный уровень. - М.: ВАКО, 2009

    Радугин А. А., Радугин К. А. Социология.— М., 1995. Социология/Под ред. Э. В. Тадевосяна.— М., 1995.

    ЕГЭ-2015. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ. Сергей Владимирович Шевченко, П. А. Баранов Издательство: АСТ.М:2015

    ЕГЭ -2014 . Обществознание . Самое полное издание типовых вариантов заданий. Котова О.А., Лискова Т.Е. Издательство: АСТ.М:2014

    Приложения.

    Прочитайте текст и выполните задания ЕГЭ №21-22.

    Принадлежность к группе.

    В социальной психологии под группой понимается двое или более ин-дивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в опреде-ленной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом…

    Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Преж-де всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или со-циальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, пережи-вании чувства принадлежности; Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Пона-чалу вы бы не возражали прочив этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

    Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осу-ществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить зада-чи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном слу-чае были бы для нас недоступны…

    Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я - концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым чело-век смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

    21. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

    23. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

    Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

    Типы социальных групп.

    Референтная группа - социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве референтной группы могут выступать различные социальные общности - от семьи до класса. Как правило, референтной группой становится та, к которой индивид принадлежит сейчас, принадлежал ранее или хотел бы принадлежать. При этом группы делятся на два типа - "компаративные", то есть представляющие стандарт, своеобразное мерило, с помощью которо-го личность оценивает себя и других, и "нормативные", играющие роль регулятора поведения. Теория "нормативной" группы рассматривает референтные группы как любые коллективы, ре-альные или воображаемые, с которыми индивид соотносит свое поведение и будущее. В теории же Дж. Мида, человек, стремясь обрести внутреннее единство, соотносит себя с определенной социальной группой, которая и будет выполнять для - него роль референтной группы.

    (Современная западная социология. М., 1990)

    21. Укажите любые два из приводимых в тексте толкования референтной группы.

    23. Опираясь на знание курса, укажите социальную проблему, которая возникает при несовпадении группы, к которой человек принадлежит, и его референтной группы.

    24. Приведите три примера референтной группы и ее влияния на личность.

    Тест.

    1. Верны ли следующие суждения о социальных группах? А. Любая социальная группа - это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей.

    Б. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.


    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны


    2. Наличие в обществе различных социальных групп - это проявление:


    1) социальной несправедливости;

    2) социального неравенства;

    3) общественного престижа;

    4) социальной стратификации.


    3. И семья, и коллектив сотрудников являются:

    1) социальной стратой;

    2) общественным институтом;

    3) этнической общностью;

    4) малой группой.

    4. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

    А. В формальных группах могут складываться отношения, ха-рактерные для неформальных групп.

    Б. Социальные группы всегда возникают объективно, неза-висимо от сознания людей.


    1. верно только А
    2. верно только Б
    3. верны оба суждения
    4. оба суждения неверны

    5. Установите соответствие (социальные группы — критерий): к каждой позиции столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите буквы без пробелов и других символов).

  • класса

  • 10. Социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируется нормативными документами, называется


    1. малой группой
    2. большой группой
    3. формальной группой
    4. референтной группой

    Маргиналы — это индивиды, утратившие свой прежний социальный статус, исключённые из системы привычных социальных связей, находящиеся на границах социальных слоёв и структур, не сумевшие быстро адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой они формально существуют.

    Тенденции в развитии современного российского общества:

    1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
    2) массовые миграции населения из провинции в мегаполисы;
    3) медленный, но постепенный рост представителей среднего класса.
    4) основными критериями, определяющими социальное положение человека и его принадлежность к тому или иному уровню, являются размер богатства либо принадлежность к властным структурам.
    Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

    Признаки социальной общности:

    • сходство условий жизнедеятельности;
    • общность потребностей;
    • наличие совместной деятельности;
    • формирование собственной культуры;
    • социальная идентификация членов общности.

    Классификация социальных общностей:

    - по количественному составу: малые группы, народные массы;
    - по продолжительности существования: кратковременные (например, пассажиры автобуса, зрители в кинозале) и долговременные (например, этносы);
    - по степени связи между индивидами (устойчивые объединения, аморфные случайные образования - квази-группы: очередь, толпа, аудитория телезрителей, болельщики футбольных команд).

    Виды социальных общностей:

    • классовые общности и слои;
    • исторические формы общности;
    • социально-демографические общности;
    • корпоративные общности;
    • этнические и территориальные общности;
    • общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

    Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
    Социальные группы и социальные общности образуют социальную структуру общества.
    Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.
    Квазигруппа — малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типа- ми взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм. Бывает следующих видов:
    - аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, телезрители канала НТВ);
    - фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;
    - толпа — временное собрание людей, объединённых каким- либо интересом или общей идеей.

    Основные свойства квазигрупп:

    - анонимность;
    - внушаемость;
    - социальная заражаемость;
    - бессознательность.

    Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (лечебные, учебные, социальные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения) и спроектированных и учреждённых с определёнными целями; располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.
    Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая по возрастному критерию (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностям социального поведения и определённым социально- психологическим качествам.
    Молодость — это период профессионального самоопределения, формирования мировоззрения и жизненных ценностей, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

    Особенности социального положения молодёжи:

    - переходность положения;
    - высокий уровень мобильности;
    - освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;
    - активный поиск своего места в жизни;
    - благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане;
    - неустойчивость психики, подверженность влиянию, внутренняя противоречивость;
    - низкий уровень толерантности;
    - стремление проявить свою индивидуальность, что способствует возникновению молодёжной субкультуры и неформальных групп.
    Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, осознанием общей исторической судьбы. Стадиями развития этнических общностей являются род, племя, народность и нация.
    Нация — это исторически высшая стадия развития или форма этноса, характеризующаяся компактностью проживания, единством экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального самосознания.
    Национальное самосознание — совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов - членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей.

    Факторы образования и развития нации:

    - общность экономической жизни, развитие общенационального рынка создаёт прочную базу для её единства;
    - наличие государства;
    - единство территории;
    - общность природно-климатических и геополитических условий существования.
    В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе Российской Федерации насчитывается более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

    Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий.
    В зависимости от причин и характера происхождения межнациональные конфликты бывают:
    . социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, монополия представителей одного из этносов в сферах или отраслях хозяйства);
    . культурно-языковыми (связаны с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и прав национальных меньшинств);

    Темы планов по разделу «Социология»

    1. 1. Социальная стратификация и ее типы.

    2. 2. Социальные общности и группы.

    3. 3. Молодежь и ее роль в современном обществе.

    4. 4. Социальный статус и социальная роль.

    5. 5. Социальный статус и социальная мобильность .

    6. 6. Социальная мобильность и ее виды.

    7. 7. Социальный контроль и его виды.

    8. 8. Социальные нормы и социальные санкции.

    9. 9. Отклоняющееся поведение.

    10. 10. Семья и ее роль в обществе.

    11. 11. Нации и национальные отношения.

    12. 12. Социальный конфликт и пути его разрешения

    С8.6.1.

    «Социальная стратификация и ее типы»

    1) Понятие о социальной стратификации./ Социальная стратификация – способ деления общества на группы по различным основаниям.

    2) Функции социальной стратификации:

    а) упорядочение общественной жизни;

    б) организация людей в группы;

    в) социализация личности и ее поддержка.

    3) Типы социальной стратификации:

    а) кастовый;

    б) сословный;

    в) социально-классовый;

    г) по стратам.

    4) Критерии социальной стратификации:

    а) доход (низший класс, средний класс, высший класс);

    б) образование (с начальным, средним, высшим);

    в) место жительства (горожане, провинциалы, селяне);

    г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, ученые и пр.);

    д) этническая принадлежность и т.д.

    5) Особенности социальной стратификации в современном обществе.

    С8.6.2.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные общности и группы» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о социальных группах и общностях./ Социальная общность - совокупность людей, объединенная условиями и целями жизнедеятельности.

    2) Разновидности социальных общностей:

    а) номинальные общности;

    б) массовые общности;

    в) аудитория;

    г) социальные круги.

    3) Признаки социальных групп:

    а) устойчивость состава;

    б) продолжительность существования;

    в) определенность состава и границ;

    г) общая система ценностей и норм;

    д) осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.

    4) Классификация групп:

    а) по характеру связей (формальными и неформальными);

    б) по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);

    в) по объему (большие и малые);

    г) в зависимости от пола и возраста (демографические) и т.д.

    5) Групповая сплоченность и дифференциация.

    6) Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.

    С8.6.3.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Молодежь и ее роль в современном обществе»

    1) Молодежь – особая социальная группа.

    2) Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления:

    а) подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет;

    б) молодежь - от 18 до 24 лет;

    в) молодые взрослые – от 25 до 30 лет.

    3) Особенности молодежного возраста:

    а) стремление к освоению новых социальных ролей;

    б) максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения;

    в) стремление к переустройству мира (мессианский комплекс);

    г) позитивное и органичное восприятие инноваций;

    д) психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности.

    4) Специфика молодежной субкультуры:

    а) молодежная мода;

    б) молодежная музыка и кино;

    в) молодежный сленг;

    5) Основные проблемы современной российской молодежи:

    а) сокращение численности молодежи в структуре населения;

    б) рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;

    в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

    6) Государственная молодежная политика в РФ.

    7) Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире.

    С8.6.4.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный статус и социальная роль» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    а) место жительства;

    4) Связь социального статуса и социальной ролью.

    5) Структура ролевого набора личности:

    а) роли в семье;

    б) роли в малом социуме;

    в) роли в профессиональной деятельности;

    г) роли в гражданской деятельности и т.д.

    6) Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.

    С8.6.5.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный статус и социальная мобильность»

    1) Понятие о социальном статусе./ Социальный статус – характеристика положения человека в обществе.

    2) Признаки социального статуса:

    а) место жительства;

    б) уровень образования и профессия;

    в) стиль поведения и одежды и т.д.

    3) Основные виды социальных статусов:

    а) предписанный (заданный, врожденный);

    б) достигаемый (приобретенный).

    4) Социальная мобильность – процесс изменения статуса.

    5) Проявления социальной мобильности:

    а) вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса);

    б) горизонтальная мобильность (без изменения статуса).

    6) Высокий уровень социальной мобильности – характерная черта современного общества.

    С8.6.6.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная мобильность и ее виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Социальная мобильность – процесс изменения человеком своего положения в обществе./ Понятие о социальной мобильности.

    2) Социальная мобильность как характерный признак типа общества:

    а) общества с низким уровнем мобильности;

    б) общества с высоким уровнем мобильности.

    3) Основные каналы социальной мобильности (социальные лифты):

    а) семья;

    б) система образования;

    в) профессиональная деятельность;

    г) государственная служба и пр.

    4) Проявления социальной мобильности:

    а) по направленности (вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса) и горизонтальная мобильность (без изменения статуса));

    б) по составу (индивидуальная и групповая).

    5) Карьера как один из видов социальной мобильности.

    6) Миграционные процессы – разновидность социальной мобильности в современном обществе.

    6) Особенности процессов социальной мобильности в современной РФ.

    С8.6.7.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль и его виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

    2) Признаки социального контроля:

    а) упорядоченность, категоричность и формализованность;

    б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

    в) коллективное осуществление контроля.

    3) Функции социального контроля:

    а) регулятивная (регулирование жизни людей);

    б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

    в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

    4) Элементы социального контроля:

    а) социальные нормы;

    б) социальные санкции.

    5) Виды (круги) социального контроля:

    а) формальный контроль посредством правовых норм;

    б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

    в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

    г) социальный контроль в семье и частной жизни;

    6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

    С8.6.8.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные нормы и социальные санкции» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о социальных нормах./ Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе.

    2) Функции социальных норм:

    а) координация деятельности людей;

    б) освоение правил жизни в обществе молодому поколению;

    в) выступают в качестве характерных признаков групп.

    3) Виды социальных норм:

    а) моральные нормы;

    б) правовые нормы;

    в) обычаи и традиции;

    г) ритуалы, церемонии;

    д) нормы этикета.

    4) Социальные санкции – меры воздействия общества на личность:

    а) по предъявлению (формальные и неформальные);

    б) по отношению к личности (позитивные, негативные).

    5) Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.

    С8.6.9.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1) Понятие об отклоняющемся поведении./ Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

    2) Причины девиантного поведения:

    а) влияние семьи и семейного воспитания;

    б) наличие особенных способностей и талантов;

    в) кризисные явления в обществе;

    г) проблемы социализации молодежи.

    3) Виды девиантного поведения:

    а) позитивное;

    б) негативное.

    4) Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

    С8.6.10.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семья и ее роль в обществе» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Семья – первичная ячейка общества./ Семья – институт воспроизводства и развития общества.

    2) Свойства семьи как малой группы:

    а) наличие кровнородственных или брачных связей;

    б) совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.

    3) Основные функции семьи:

    а) репродуктивная;

    б) досуговая;

    в) социально-статусная;

    г) хозяйственная;

    д) эмоционально-психологическая;

    е) воспитательная.

    4) Формы семьи:

    а) по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);

    б) по характеру взаимоотношений между членами (традиционная (патриархальная), партнерская (демократическая)).

    5) Тенденции развития семьи в современном обществе:

    а) равномерное распределение прав и обязанностей ­в семье;

    б) изменение традиционных гендерных ролей в семьях;

    в) увеличение числа ранних браков и их распад;

    г) утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;

    д) рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;

    е) увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.

    6) Особенности развития семьи в современной России.

    С8.6.11.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Нации и национальные отношения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Этнические группы в структуре общества./ Нации – особая разновидности этнической группы.

    2) Признаки этноса:

    а) наличие территории проживания;

    б) общность языка, традиций, обычаев;

    в) общность исторического и социокультурного опыта;

    г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

    3) Разновидности этнических групп:

    а) род и племя;

    б) народность;

    в) нация;

    4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

    а) межнациональная интеграция;

    б) межнациональная дифференциация.

    5) Демократические принципы межнациональных отношений:

    а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

    б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

    в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

    г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

    д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

    6) Межнациональные отношений и национальная политика в современной России.

    С8.6.12.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный конфликт и пути его разрешения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Понятие о социальном конфликте./ Социальный конфликт –столкновение интересов личностей и групп.

    2) Основные причины возникновения конфликтов: а) неблагоприятные условия работы;

    б) неудовлетворенность оплатой труда;

    в) психологическая несовместимость людей;

    г) различие существенных интересов и принципов;

    д) перераспределение влияния в группе или между группами;

    е) идеологические разногласия (политические и религиозные), ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).

    3) Виды социальных конфликтов:

    а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);

    б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);

    в) межгрупповой - в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели.

    г) конфликт принадлежности - человек входит в две группы, которые конкурируют между собой.

    д) конфликт с внешней средой - неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.

    4) Стадии развития межгруппового конфликта:

    а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения новых сил;

    б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

    в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;

    г) нарастание эмоциональной напряженности;

    д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

    5) Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.

    6) Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.

    Молодежь – это социально‑демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет 7), особенностей социального положения и определенных социально‑психологических качеств.

    Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

    Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

    Особенности социального положения молодежи

    – Переходность положения.

    – Высокий уровень мобильности.

    – Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

    – Активный поиск своего места в жизни.

    – Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

    Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально‑психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

    Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

    – возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

    – самоорганизация и независимость от официальных структур;

    – обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

    – относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

    – выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

    – атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

    В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

    Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

    Образец задания

    A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

    А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

    Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ: 3.

    Тема 13. Этнические общности

    Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

    Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

    Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

    Виды этнических общностей

    Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) 9 .

    Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

    Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

    Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

    В социологии широко используется понятие этнические меньшинства , которое включает в себя не просто количественные данные.

    Черты этнического меньшинства следующие:

    – его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из‑за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

    – его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

    – оно обычно в какой‑то степени физически и социально изолировано от остального общества.

    Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории , поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora – рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

    Другое важное условие формирования этноса – общность языка . Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

    Более устойчивый признак этнической общности – единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально‑психологические характеристики сознания и поведения людей .

    Интегративным показателем сложившейся социально‑этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

    Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

    Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

    Отметим две стороны национальных интересов:

    – необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

    – необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

    Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации‑государства.

    Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой‑либо этнической группе.

    Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов – язык, своя культура, традиции, обычаи.

    Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства . Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию‑государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

    Образец задания

    B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „__________" (1) и „этнос“ сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос“ (что точнее). Существуют три типа этноса. Для __________(2) главное основание объединения людей в одну __________(3) – кровно‑родственные связи и общее ___________(4). С возникновением государств появляются __________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно‑культурными отношениями территориально‑соседского типа. В период буржуазных общественно‑экономических отношений формируются __________(6) – этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально‑политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

    Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    А) происхождение

    В) общность

    Е) народность

    Ж) национальность

    И) диаспора

    В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    Ответ: ДБВАЕГ.