Сенсорная, кратковременная и оперативная память человека. Что такое память? Виды памяти человека Пассивная память человека

Память. Значение памяти для человека.

Память человека!

Значение памяти для человека и его деятельности.

Память! Человеческий мозг и память!

Человеческий мозг - это очень совершенный и эффективный орган тела человека, созданный в процессе эволюции в условиях конкуренции живой природы и борьбы за выживание.

Память человека - это одна из психических функций мозга и центральной нервной системы человека, и необходимый многофакторный комплексный элемент умственной деятельности.

Память имеет для человека наверное самое важное значение, так как именно память человека позволяет людям подниматься на вершину эволюционного развития, мыслить и совершенствоваться, использовать опыт свой, и опыт окружающих, в своей повседневной жизни.

Основная рабочая функция памяти - это способность длительно хранить информацию событиях внешнего мира и реакциях организма, и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности, и поиска наиболее эффективных методов её организации.

Память. Возможности памяти человека.

Основой памяти человека, как уже отмечалось является головной мозг.

Головной мозг человека содержит порядка 20 миллиардов клеток, взаимодействующих между собой с помощью 300 миллиардов соединений. Этот орган, на 80% состоит из воды и расходует более 20 % всей энергии организма.

Состоит человеческий головной мозг из двух полушарий - правого и левого. Правое полушарие мозга отвечает за эмоции и интуицию, левое - за логическое мышление .

Где же имеено находится память человека ученые спорят до сих пор.

Память. Возможности пaмяти безгрaничны.

В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa.

Однако, существуют люди, которые обладают поистине феноменaльной пaмятью. Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. Известный дирижер Артуро Тоскaнини помнил наизусть кaждую ноту из всех 400 пaртитур, которые исполнялись под его руководством. Уинстон Черчилль мог декламировать по памяти тексы практически всех произведений Шекспирa. И таких примеров известно большое количество.

Память индивидуальна.

Память. Нa человеческую пaмять оказывает влияние множество самых различных фaкторов. Например, возраст, образ жизни, здоровье , питание, тренировки и многое другое.

Память. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких случаях принято говорить зрительной или слуховой памяти. Лучше конечно запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые.

Память. Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит его физическом выживании, быстро выучивает язык.

Память. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Например, британские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у водителей такси и представителей других профессий. Оказалась, что она развита у водителей такси гораздо больше. Более того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем быстрее или более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по иному.

Память.

Свойства и виды человеческой памяти.

Классификация памяти и свойств памяти.

Память - это уникальная способность, обладающая невероятными возможностями и удивительными качествами.

Активные рабочие процессы памяти - это: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Произвольная память.

Произвольная память начинает активно работать, когда ставится цель что-то запомнить. Для нее необходимо активное участие внимания и некоторые усилия. К примеру, она проявляется при заучивании стихов, отрывков из произведений, либо при подготовке к экзамену. Чтобы развить произвльную память достаточно много учиться: ненужная уже информация будет как бы уходить в «архив», каждый раз освобождая все больший объем для новой информации.

Непроизвольная память.

Этот тип памяти срабатывает без участия внимания человека, да и какая-либо цель запомнить, как правило, отсутствует. Проявляется непроизвольная память, например, когда Вы услышали по радио песню, запомнили ее фрагмент, а потом «мурлычите» его целый день.

Казалось бы, совершенно бесполезная, а иногда и раздражающая функция. Но подчас она оказывается просто жизненно ценной и полезной. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: отправляясь в круиз Вы совершенно не слушаете инструктаж эвакуационных выходах и пользовании спасательным жилетом, а в экстремальной ситуации без промедлений ошибок выбегаете на палубу, находите и надеваете спасательный жилет.

Вообще проявления, многих так сказать, инстинктивных поступков, когда Вы делаете нечто такое, чего никогда не делали и даже не знали, как это делается, - и есть проявление непроизвольной памяти.

Вы часто слышали или видели когда-то, многих вещах, но совершенно не интересовались этим, в отличие от Вашей совершенной по природе памяти.

Память.

По срокам активности память принято разделять на три вида, это:

1. Кратковременная память. Данный вид памяти используется для хранения той или иной информации кратковременно, на непродолжительный срок. Та же, подготовка к экзамену, например, когда мы запоминаем для того, чтобы информацию передать преподавателю, потом она становится уже не столь актуальной.

2. Оперативная память. Оперативная память необходима, когда нужно мгновенно воспроизвести сохранённую информацию, после этого она просто забывается. Хорошим примером ее использования является ситуация, когда нужно записать чей-то номер телефона, для этого приходится запомнить его ненадолго, буквально на несколько секунд. После того, как номер записан на бумаге, он выбрасывается и стирается из памяти. Но, не абсолютно, и в случае острой необходимости, память можно активизировать и вспомнить, какие именно цифры Вы записывали, и в какой последовательности.

3. Долговременная память. Долговременная память используется для хранения информации на весьма долгое время или даже на всю жизнь. К примеру, язык на котором Вы разговариваете, алфавит, с помощью которого пишите или таблица умножения. Профессиональные знания, которые каждый день Вам нужны для работы.

Память. Виды памяти и психическая активность.

В соответствии с классификацией по типу психической активности, память бывает четырех видов:

Двигательная память.

Благодаря двигательной памяти мы способны запоминать движения, именно благодаря ней, мы можем научиться танцевать, писать быстро, и не задумываясь. Благодаря мышечной памяти спортсмены оттачивают свои навыки. Мы пользуемся ею ежесекундно, когда дышим, ходим, ездим на велосипеде или автомобиле, и прочее.

Словесно-логическая память.

Словесно-логическая память.Этот вид памяти обеспечивает наши вербальные отношения. Именно словесно-логическая память человека позволяет и помогает запоминать тексты и речи. В своей жизни Вам наверняка доводилось замечать, что в попытках выучить что-нибудь, большую роль играет понимание сути текста. Когда Вы достаточно хорошо представляете, чём именно идет речь, то проблем с запоминанием, как правило, не возникает. А если смысл текста абсолютно для Вас не понятен, чтобы запомнить, хоть что-нибудь приходится усердно «зубрить», причем, как только, Вы использовали заученную информацию, она мгновенно как бы испаряется из памяти. Именно поэтому данный тип памяти также носит название смысловая память.

Словесно-логическая память.Чтобы развить память, и что-нибудь лучше запомнить, используйте свойства словесно-логической памяти, ищите смысловые цепочки, связывайте новую информацию с понятной Вам, известной ранее, разберитесь с текстом, не просто зазубрив его, а предварительно хорошо изучив.

Образная память.

Образная память. Благодаря образной памяти мы способны запечатлеть изучаемый предмет на основе первых впечатлений с помощью зрительных, слуховых или осязательных рецепторов. Это невероятно важный тип памяти для многих видов практической деятельности, в том числе и для творческой деятельности.

Эмоциональная память.

Эмоциональная память позволяет запоминать различные эмоциональные состояния, которые нам приходилось испытывать в прошлом. К примеру, радость от первых шагов своего ребенка, скорбь утраты близких, гордость за успехи сына на соревнованиях, и многое другое. Именно эмоциональная память срабатывает, когда Вы просматриваете старые фото или видеозаписи, вызывая приятные воспоминания.

Память. Зaбывaть тоже необходимо.

Каждый из нас знает, что запомнить в жизни все абсолютно невозможно. Более того, способность и умение зaбывaть просто жизненно необходимы. Мозгу человека необходимо освобождaться периодически от ненужного грузa сведений и впечaтлений. По сути, процесс забывания - это просто защитная реакция психики. Представьте любую психологическую травму, будь это ДТП или потеря близкого дорогого человека. Единственное лекарство в данной ситуации утрата этих негативных воспоминаний. Незря народная мудрость недаром гласит: «Время - лечит раны». В роли лекаря израненной души, травмированной психики, выступает забывание, постепенное стирание из памяти каких-то событий.

Пaмять человека, как одна из функций работы мозга, используя принцины обратной связи, сама самостоятельно регулирует нaгрузку, сортирует воспоминания, подготавливаясь к приему новой информaции. Однако стaрaя информaция не исчезaет бесследно, она просто перемещается из aктивной в пaссивную пaмять. В критических ситуациях, мозг способен максимально активизировать все зоны свой памяти, включая и пассивную, и это помогает в сложных ситуациях.

Память. Значение памяти для человека.

Другие статьи этого раздела:

  • Психическое здоровье! Полноценное психическое здоровье!
  • Рефлекс - Reflexus - Reflex! Рефлекс – это реакция живого организма, обеспечивающая в целях выживания важнейшие принципы саморегулирования живого организма!
  • Инстинкт – Instinctus – Instinct! Инстинкты! Что такое инстинкт? Инстинкт это?
  • Характер человека и способы его изучения, тестирование личности
  • Интеллект - intellectus – intellect! Что мы знаем об интеллекте? Интеллект как категория и понятие действия разумного! Свойства интеллектуальных систем!
  • Воображение. Парадоксы воображения. Функции воображения.
  • Антиципация. Антиципация одно из уникальных свойств психики человека.
  • Мышление. Мышление уникальное эволюционное явление живой природы. Мышление человека. Человек мыслящий - человек разумный!
  • Критичность мышления. Что такое критичность мышления? Критичность мышления это?
  • Некритичность мышления. В этих вопросах нужна профессиональная помощь!
  • Иллюзия! Иллюзии и заблуждения! Мир иллюзий! Иллюзорный мир!
  • Скорбь. Утрата близкого человека. Смерть близкого человека. Скорбь по близким людям. Психологическая помощь при утрате близкого человека.
  • Нейропсихология. Исследования мозга и психики. Способы исследований в современной нейропсихологии.
  • Патопсихология и психология. Практическое применение патопсихологии. Взаимодействие патопсихологии и психологии.
  • Психопатология. Общая психопатология. Частная психопатология.
  • Апатия и Абулия. Апатия и абулия симптомы заболеваний, которые требуют внимания и лечения.
  • Ангедония и Агедония - два близких по звучанию слова, обозначающих, одно и тоже, явление в области личных психологических проблем человека.
  • Персеверация. Персеверация, персеверации, что это такое? Насколько это серьезно?
  • Конфабуляция. Конфабуляции - галлюцинации воспоминаний.
  • Галлюцинация. Галлюцинации. Галлюцинации как процесс психического восприятия несуществующего объекта либо явления. Разновидности галлюцинаций. Виды галлюцинаций.
  • Ригидность. Виды регидности. Личная и групповая ригидность. Проблемы ригидности для группы и организации, и их практическое значение.
  • Лабильность. Эмоциональная лабильность. Чем обусловлена эмоциональная лабильность. Человек с эмоциональной лабильностью в группе и коллективе.

Сохраняет и воспроизводит зафиксированные следы, оставленные впечатлениями, человеческая память. Об этих способностях писали еще философы древности.
Древнегреческая богиня Мнемозина считалась богиней памяти и была покровительницей науки и искусства. Греки еще в древности понимали, что творчество невозможно без знаний, уходящих корнями в прошлое.
Ученые установили, что в нервной системе человека остается отпечаток после любого раздражения или возбуждения. Нервные клетки очень быстро фиксируют отпечатки и прочно хранят.

Кратковременная и долговременная человеческая память.

Эти отпечатки называют следами, и наука пока еще не знает, каким образом они образуются. Эти отпечатки-следы имеют разную участь:

  • Одни живут много лет;
  • Другие несколько секунд.

Поэтому у человека различают две памяти: кратковременная и долговременная.
Короткая память человеку нужна, для быстрых вычислений, каких-либо событий или чтобы знать, чем вчерашний ужин отличается от сегодняшнего, но ее предназначение вспомогательное.
Для человека долговременная память намного важнее. Без нее никогда и ничему люди не научились бы.
Многие ученые полагают — у человека следы некоторых впечатлений сохраняются на протяжении всей жизни. При определенных обстоятельствах он может вспомнить то, что считал давно забытым, например, под гипнозом. Сложный процесс, в ходе которого извлекаются следы впечатлений из тайников памяти человека, вызывается многими причинами.

Все в человеческой жизни взаимосвязано, так и в мозгу все соединяется невидимыми дорожками между собой. Такие связи называются ассоциациями. . Зная решение одной задачи, ученик без особых усилий решит подобную. На производстве рабочий, основываясь на знаниях работы на станках, без проблем освоит более модернизированный их вариант.
Память человека стимулируют предметы, которые ему были уже знакомы. Их воздействие на чувства оживляет давние следы, и воспоминание приходит быстрее, чем меньше они стираются.
Для того, чтобы отпечатки лучше сохранились, требуется некоторый промежуток времени. Если человек говорит какое-то определенное слово, например, «дом», сразу приходит понимание, что это такое – знают все. Самая ценная черта – это обобщенные параметры образа. Человеку знакомы детали, которые делают его похожим на другие дома. При помощи подобных образных схем в человеческой памяти сохраняются отпечатки впечатлений. Природа придумала , хранящую прошлое.

Память активизирует мысль, многократно увеличивает возможности человека. Яркой, выдающейся личностью становится человек, обладающий хорошей памятью. Около 3 тысяч имен своих воинов знали Александр Македонский и Юлий Цезарь. Могли по памяти рассказать тонкие частности военного искусства легендарные Александр Суворов и Михаил Кутузов. Великие военачальники Великой Отечественной войны благодаря знаниям и умениям нестандартно мыслить, напрягая во многих случаях память, выходили победителями в критических ситуациях на фронтах.
Исследователи утверждают, что человек утративший память, теряет умственные способности, знания, разрушаются навыки, происходит полнейшая его дезорганизация.

https://сайт/wp-content/uploads/2017/04/1473599918_pamyat-1-1024x683.jpg https://сайт/wp-content/uploads/2017/04/1473599918_pamyat-1-150x150.jpg 2018-08-06T20:32:22+07:00 PsyPage Образ долговременная память.,Кратковременная память,память Сохраняет и воспроизводит зафиксированные следы, оставленные впечатлениями, человеческая память. Об этих способностях писали еще философы древности. Древнегреческая богиня Мнемозина считалась богиней памяти и была покровительницей науки и искусства. Греки еще в древности понимали, что творчество невозможно без знаний, уходящих корнями в прошлое. Ученые установили, что в нервной системе человека остается отпечаток... PsyPage

Сенсорная память — это мгновенный отпечаток полученной сенсорной информации на периферических частях анализаторов. Информация сюда попадает благодаря целенаправленному процессу восприятия физических характеристик стимулов, и ее объем, по сути, равен объему восприятия. В зависимости от модальности раздражителя различают следующие основные разновидности сенсорной памяти: коническую — сенсорную копию визуальной информации и эхоическую — сенсорную копию акустической информации. В памяти конической информация сохраняется до 250 мс; в эхоической — до 1 с. Забывается информация в сенсорной памяти вследствие угасания следов.
Кратковременная память — это такая память, хранение информации в которой характеризуется ограниченным временем и ограниченным объемом. Материал поступает или из сенсорной, или из долговременной памяти: из сенсорной поступает новая информация; из долговременной — информация, которая вспоминается. Необходимым условием для этого является направленность внимания человека на эту информацию и ее сенсорная организация (акустическая, визуальная или семантическая).

Опыты американского психолога Дж. Миллера продемонстрировали ограниченный объем памяти кратковременной: 7±2 единицы, т.е. от 5 до 9 единиц. Однако путем перекодирования информации в новые структурные единицы ее объем может вырасти, правда количество этих новых структурных единиц дальше продолжает равняться 7±2. Таким образом, объем кратковременной памяти определяется не столько количеством отдельных объектов, сколько количеством хорошо интегрированных групп объектов. Этот объем имеет тенденцию увеличиваться от детства к взрослости (если в детском возрасте он составляет 4-5 единиц, то во взрослом — 7-8). Для различных модальностей у одного человека он также может быть различным, в зависимости от доминирования того или иного типа памяти.
В памяти кратковременной информация сохраняется очень короткое время: до 30 сек., следовательно, она характерна для той стадии запоминания, когда следы раздражителей только образуются. Однако в основном материал необходимо задержать дольше, чем на несколько секунд, и поэтому его следует повторять «про себя». Механическое повторение обеспечивает повторное поступление информации в память кратковременную. Важным условием при этом является то, чтобы объем материала, который повторяется, не превышал объема памяти (7±2 единицы). Если же повторение является осмысленным, материал перекодируется в семантический код и переходит в длительную память.

Забывание информации в памяти кратковременной происходит в результате трех причин: вытеснения (при переполнении объема новая информация частично стирает старую), интерференции (одна информация смешивается с другой) или угасания (если материал не повторять, каждое мгновение уменьшается интенсивность образа). Потеря информации может быть необратимой, т.е. она не переходит в долговременную память, а просто исчезает.

Кратковременная память играет значительную роль в жизни человека. Благодаря ей прорабатывается значительное количество информации, отсеивается ненужная и в результате не перегружается долговременная память. Без нее невозможно нормальное функционирование памяти долговременной, потому что она исполняет роль своеобразного фильтра на пути к ней, пропуская только нужную, отобранную информацию.

На рубеже 50-60-х годов XX в. внимание исследователей привлекли оперативные преобразования, которые могут происходить в кратковременной памяти во время выполнения человеком познавательных задач, например, во время мышления. Такая память получила название оперативной. Память оперативная — это такой вид памяти, который обеспечивает непосредственное осуществление человеком актуальных действий и операций. Она позволяет сохранить информацию на время, необходимое для решения тех или иных задач. Пока этот рабочий материал функционирует, он составляет содержание оперативной памяти, в которой сочетается информация из кратко- и долговременной памяти. Например, при выполнении сложных математических действий мы храним в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока ими оперируем. В ходе продвижения к конечному результату эти части могут забываться. Оперативная память, так же, как и кратковременная, имеет ограниченный объем (7±2 единицы); время хранения информации определяется исключительно задачей, стоящей перед человеком и, как правило, колеблется в пределах от нескольких секунд до нескольких минут. Излишняя или нужная для дальнейшей работы информация быстро из нее стирается. Своевременное забывание позволяет избежать ошибок, связанных с использованием устаревшей информации и освобождает место для хранения новых данных. Итак, по своим характеристикам оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Загадка человеческой памяти — одна из главных научных проблем XXI века, причем разрешать ее придется совместными усилиями химиков, физиков, биологов, физиологов, математиков и представителей других научных дисциплин. И хотя до полного понимания того, что с нами происходит, когда мы «запоминаем», «забываем» и «вспоминаем вновь», еще далеко, важные открытия последних лет указывают правильный путь.

Одна из главных проблем нейрофизиологии - невозможность проводить опыты на людях. Однако даже у примитивных животных базовые механизмы памяти схожи с нашими.

Павел Балабан

На сегодняшний день даже ответ на базовый вопрос — что собой представляет память во времени и пространстве — может состоять в основном из гипотез и предположений. Если говорить о пространстве, то до сих пор не очень понятно, как память организована и где конкретно в мозге расположена. Данные науки позволяют предположить, что элементы ее присутствуют везде, в каждой из областей нашего «серого вещества». Более того, одна и та же, казалось бы, информация может записываться в память в разных местах.

Например, установлено, что пространственная память (когда мы запоминаем некую впервые увиденную обстановку — комнату, улицу, пейзаж) связана с областью мозга под названием гиппокамп. Когда же мы попытаемся достать из памяти эту обстановку, скажем, десять лет спустя — то эта память уже будет извлечена из совсем другой области. Да, память может перемещаться внутри мозга, и лучше всего этот тезис иллюстрирует эксперимент, проведенный некогда с цыплятами. В жизни только что вылупившихся цыплят играет большую роль импринтинг — мгновенное обучение (а помещение в память — это и есть обучение). Например, цыпленок видит большой движущийся предмет и сразу «отпечатывает» в мозге: это мама-курица, надо следовать за ней. Но если через пять дней у цыпленка удалить часть мозга, ответственную за импринтинг, то выяснится, что… запомненный навык никуда не делся. Он переместился в другую область, и это доказывает, что для непосредственных результатов обучения есть одно хранилище, а для длительного его хранения — другое.


Запоминаем с удовольствием

Но еще более удивительно, что такой четкой последовательности перемещения памяти из оперативной в постоянную, как это происходит в компьютере, в мозге нет. Рабочая память, фиксирующая непосредственные ощущения, одновременно запускает и другие механизмы памяти — среднесрочную и долговременную. Но мозг — система энергоемкая и потому старающаяся оптимизировать расходование своих ресурсов, в том числе и на память. Поэтому природой создана многоступенчатая система. Рабочая память быстро формируется и столь же быстро разрушается — для этого есть специальный механизм. А вот по‑настоящему важные события записываются для долговременного хранения, важность же их подчеркивается эмоцией, отношением к информации. На уровне физиологии эмоция — это включение мощнейших биохимических модулирующих систем. Эти системы выбрасывают гормоны-медиаторы, которые изменяют биохимию памяти в нужную сторону. Среди них, например, разнообразные гормоны удовольствия, названия которых напоминают не столько о нейрофизиологии, сколько о криминальной хронике: это морфины, опиоиды, каннабиноиды — то есть вырабатываемые нашим организмом наркотические вещества. В частности, эндоканнабиноиды генерируются прямо в синапсах — контактах нервных клеток. Они воздействуют на эффективность этих контактов и, таким образом, «поощряют» запись той или иной информации в память. Другие вещества из числа гормонов-медиаторов способны, наоборот, подавить процесс перемещения данных из рабочей памяти в долговременную.


Механизмы эмоционального, то есть биохимического подкрепления памяти сейчас активно изучаются. Проблема лишь в том, что лабораторные исследования подобного рода можно вести только на животных, но много ли способна рассказать нам о своих эмоциях лабораторная крыса?

Если мы что-то сохранили в памяти, то порой приходит время эту информацию вспомнить, то есть извлечь из памяти. Но правильно ли это слово «извлечь»? Судя по всему, не очень. Похоже, что механизмы памяти не извлекают информацию, а заново генерируют ее. Информации нет в этих механизмах, как нет в «железе» радиоприемника голоса или музыки. Но с приемником все ясно — он обрабатывает и преобразует принимаемый на антенну электромагнитный сигнал. Что за «сигнал» обрабатывается при извлечении памяти, где и как хранятся эти данные, сказать пока весьма затруднительно. Однако уже сейчас известно, что при воспоминании память переписывается заново, модифицируется, или по крайней мере это происходит с некоторыми видами памяти.


Не электричество, но химия

В поисках ответа на вопрос, как можно модифицировать или даже стереть память, в последние годы были сделаны важные открытия, и появился целый ряд работ, посвященных «молекуле памяти».

На самом деле такую молекулу или по крайней мере некий материальный носитель мысли и памяти пытались выделить уже лет двести, но все без особого успеха. В конце концов нейрофизиологи пришли к выводу, что ничего специфического для памяти в мозге нет: есть 100 млрд нейронов, есть 10 квадрильонов связей между ними и где-то там, в этой космических масштабов сети единообразно закодированы и память, и мысли, и поведение. Предпринимались попытки заблокировать отдельные химические вещества в мозге, и это приводило к изменению в памяти, но также и к изменению всей работы организма. И лишь в 2006 году появились первые работы о биохимической системе, которая, похоже, очень специфична именно для памяти. Ее блокада не вызывала никаких изменений ни в поведении, ни в способности к обучению — только потерю части памяти. Например, памяти об обстановке, если блокатор был введен в гиппокамп. Или об эмоциональном шоке, если блокатор вводился в амигдалу. Обнаруженная биохимическая система представляет собой белок, фермент под названием протеинкиназа М-зета, который контролирует другие белки.


Одна из главных проблем нейрофизиологии — невозможность проводить опыты на людях. Однако даже у примитивных животных базовые механизмы памяти схожи с нашими.

Молекула работает в месте синаптического контакта — контакта между нейронами мозга. Тут надо сделать одно важное отступление и пояснить специфику этих самых контактов. Мозг часто уподобляют компьютеру, и потому многие думают, что связи между нейронами, которые и создают все то, что мы называем мышлением и памятью, имеют чисто электрическую природу. Но это не так. Язык синапсов — химия, здесь одни выделяемые молекулы, как ключ с замком, взаимодействуют с другими молекулами (рецепторами), и лишь потом начинаются электрические процессы. От того, сколько конкретных рецепторов будет доставлено по нервной клетке к месту контакта, зависит эффективность, большая пропускная способность синапса.

Белок с особыми свойствами

Протеинкиназа М-зета как раз контролирует доставку рецепторов по синапсу и таким образом увеличивает его эффективность. Когда эти молекулы включаются в работу одновременно в десятках тысяч синапсов, происходит перемаршрутизация сигналов, и общие свойства некой сети нейронов изменяются. Все это мало нам говорит о том, каким образом в этой перемаршрутизации закодированы изменения в памяти, но достоверно известно одно: если протеинкиназу М-зета заблокировать, память сотрется, ибо те химические связи, которые ее обеспечивают, работать не будут. У вновь открытой «молекулы» памяти есть ряд интереснейших особенностей.


Во-первых, она способна к самовоспроизводству. Если в результате обучения (то есть получения новой информации) в синапсе образовалась некая добавка в виде определенного количества протеинкиназы М-зета, то это количество может сохраняться там очень долгое время, несмотря на то что эта белковая молекула разлагается за три-четыре дня. Каким-то образом молекула мобилизует ресурсы клетки и обеспечивает синтез и доставку в место синаптического контакта новых молекул на замену выбывших.

Во-вторых, к интереснейшим особенностям протеинкиназы М-зета относится ее блокирование. Когда исследователям понадобилось получить вещество для экспериментов по блокированию «молекулы» памяти, они просто «прочитали» участок ее гена, в котором закодирован ее же собственный пептидный блокатор, и синтезировали его. Однако самой клеткой этот блокатор никогда не производится, и с какой целью эволюция оставила в геноме его код — неясно.

Третья важная особенность молекулы состоит в том, что и она сама, и ее блокатор имеют практически идентичный вид для всех живых существ с нервной системой. Это свидетельствует о том, что в лице протеинкиназы М-зета мы имеем дело с древнейшим адаптационным механизмом, на котором построена в том числе и человеческая память.

Конечно, протеинкиназа М-зета — не «молекула памяти» в том смысле, в котором ее надеялись найти ученые прошлого. Она не является материальным носителем запомненной информации, но, очевидно, выступает в качестве ключевого регулятора эффективности связей внутри мозга, инициирует возникновение новых конфигураций как результата обучения.


Внедриться в контакт

Сейчас эксперименты с блокатором протеинкиназы М-зета имеют в некотором смысле характер «стрельбы по площадям». Вещество вводится в определенные участки мозга подопытных животных с помощью очень тонкой иглы и выключает, таким образом, память сразу в больших функциональных блоках. Границы проникновения блокатора не всегда ясны, равно как и его концентрация в районе участка, выбранного в качестве цели. В итоге далеко не все эксперименты в этой области приносят однозначные результаты.

Подлинное понимание процессов, происходящих в памяти, может дать работа на уровне отдельных синапсов, но для этого необходима адресная доставка блокатора в контакт между нейронами. На сегодняшний день это невозможно, но, поскольку такая задача перед наукой стоит, рано или поздно инструменты для ее решения появятся. Особые надежды возлагаются на оптогенетику. Установлено, что клеткой, в которой методами генной инженерии встроена возможность синтеза светочувствительного белка, можно управлять с помощью лазерного луча. И если такие манипуляции на уровне живых организмов пока не производятся, нечто подобное уже делается на основе выращенных клеточных культур, и результаты весьма впечатляющи.

Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память - дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.

С исследованием иконической сенсорной памяти, её объёма связаны эксперименты Джорджа Сперлинга . В экспериментах Сперлинг использовал как процедуру «общего отчета» (Whole Report Procedure), так и собственную разработку - процедуру «частичного отчета» (Partial Report Procedure). В силу скоротечности иконической памяти процедура общего отчета не позволяла объективно оценить объём регистрируемой в сенсорной памяти информации, поскольку в ходе самого процесса отчета происходило «забывание» портретной информации, стирание её из сенсорной иконической памяти. Процедура частичного отчета показала, что в иконической памяти осуществляется регистрация 75 % зрительного поля. Эксперименты Сперлинга показали, что информация затухает в иконической памяти быстро (в течение десятых долей секунды). Также было выяснено, что процессы, связанные с иконической памятью, не контролируется ментально. Даже тогда, когда испытуемые не могли наблюдать символы, они по-прежнему сообщали, что продолжают их видеть. Таким образом, субъект процесса запоминания не различает содержание иконической памяти и объекты, которые находятся в окружающей среде.

Стирание информации, находящейся в иконической памяти, другой информацией, поступающей от ощущений, позволяет зрительному ощущению быть более восприимчивым. Такое свойство иконической памяти - стирание - обеспечивает запоминание информации в иконической памяти, учитывая её ограниченный объём, даже в том случае если скорость поступления сенсорной информации превышает скорость затухания сенсорной информации в иконической памяти. Исследования показали, что если зрительная информация поступает достаточно быстро (до 100 миллисекунд), то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень памяти - более долговременный. Эта особенность иконической памяти называется эффектом обратной маскировки . Так, если показать букву, а затем в течение 100 миллисекунд на той же позиции зрительного поля - кольцо, то испытуемый будет воспринимать букву в кольце .

Эхоическая память

Эхоическая память сохраняет стимульную информацию поступающую через органы слуха.

Тактильная память

Тактильная память регистрирует стимульную информацию поступающую через соматосенсорную систему .

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти : кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

В теории памяти Д. О. Хебба считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем, а долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ .

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей , исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM ). Также Герберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. В своём исследовании () Конрад показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны .

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Неврологическая память

Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого -физиологические , так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета кино, которое вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 9 х 8 = 72, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память , или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владение какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой . Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
  • Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов воспроизведения
  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)

Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.

Имеет место такая закономерность, как кривая забывания .

Законы памяти
Закон памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз .
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мнемотехнические приёмы запоминания

Мифология , религия , философия о памяти

  • В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета . Лета обозначает «забвение » и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай , - сохранили свою память и после кончины.
  • Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина , персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз . Она обладает Всеведением : согласно Гесиоду (Теогония , 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
  • Согласно философии Платона Анамнесис - припоминание, воспоминание - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания .

См. также

Примечания

  1. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
  2. Norman, D. A. (1968). Toward a theory of memory and attention. Psychological Review, 75,
  3. Atkinson, R. C, & Shiffrin, R. M. (1971). The control of short-term memory. Scientific American, 225, 82-90.
  4. Craik, FIM; Lockhart RS (1972). «Levels of processing: A framework for memory research». Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior 11 (6): 671-84.
  5. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145-187.
  6. К. Юнг Тавистокские лекции
  7. Coltheart, Max (1980). «Iconic memory and visible persistence». Perception & Psychophysics 27 (3): 183-228.
  8. Sperling, George (1960). «The information available in brief visual presentations». Psychological Monographs 74: 1-29.
  9. Unwin. Baxt, N. (1871). Ueber die Zeit, welche notig ist, damit ein Gesichtseindruck zum Bewusstsein
  10. Джон Килстром профессор Калифорнийский Университет Беркли Лекция 10. Память. Часть 1.
  11. Б. Мещеряков, В. П. Зинченко, Большой психологический словарь, СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 672 с. Статья «Памяти физиологические механизмы». С. 370.
  12. Miller, G. A. (1956) The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, 63, 81-97.
  13. ФСБ - Федеральная Служба Безопасности, КМС - кандидат в мастера спорта, МЧС - Министерство Чрезвычайных Ситуаций, ЕГЭ - единый государственный экзамен.
  14. FBI - Federal Bureau of Investigation, PHD - Philosophy Doctor, TWA - Trans World Airlines, IBM - International Business Machines.
  15. Conrad, R. (1964). «Acoustic Confusions in Immediate Memory ». British Journal of Psychology 55 : 75–84.
  16. Резникова Ж. И., Рябко Б. Я. , Теоретико-информационный анализ «языка» муравьев // Журн. общ. биологии, 1990, Т. 51, № 5, 601-609.
  17. Резникова Ж. И. Язык муравьев до открытия доведет , Наука из первых рук, 2008, N 4 (22), 68-75.
  18. Станислав Гроф Области человеческого бессознательного . - М .: Институт трансперсональной психологии, 1994. - 280 с. - ISBN 5-88389-001-6
  19. Атанассиос Кафкалидес. Знания из лона. Аутопсиходиагностика с психоделическими лекарствами. - СПб: ИПТП, 2007. - ISBN 5-902247-11-X
  20. Кузина С.А. Как улучшить свою память. - М.: Издательство агентства "Яхтсмен". - 1994.

Литература

  • Арден Джон Развитие памяти для "чайников". Как улучшить память = IMPROVING YOUR MEMORY FOR DUMMIES. - М .: «Диалектика», 2007. - С. 352. - ISBN 0-7645-5435-2
  • С.Роуз Устройство памяти от молекул к сознанию.- Москва: «Мир », .
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- Москва: «Педагогика », .
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., .
  • Роговин М. С. Проблемы теории памяти.- М., .- 182 с.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. , С.Пб.2005.
  • Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968;
  • Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974;
  • Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969:
  • Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970;
  • Аристотель «О памяти и припоминании»; Плотин «Об ощущении и памяти»; Поль Рикёр. Память в культуре Древней Греции
  • Поль Рикёр. Традиция внутреннего усмотрения (Августин о памяти)
  • П. Гири. Память // Словарь средневековой культуры; Ю. Арнаутова. Memoria (Средневековье)
  • Ф. Йейтс. Искусство памяти // Йейтс Ф. Искусство памяти. «Университетская книга», СПб, 1997, с. 6-167.
  • П. Нора. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50.
  • Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Вопросы философии. М.,2004. № 7. С.158-160.
  • Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской кульуры, 2004
  • Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007
  • Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова
  • Маклаков А. Г. Общая психология . - СПб. : Питер, 2001.

Ссылки

  • Механизмы памяти и забвения. Передача из цикла "