Конспект урока на тему «Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Урок "компьютерные вирусы и антивирусные прграммы" Создатели компьютерных вирусов

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Автор : Федоровская Регина Александровна, преподаватель информатики колледжа Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Пикалево, Ленинградской области.
Описание материала: Данная разработка будет полезна учителям информатики 10 – 11 классов при проведении обобщающих уроков по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Урок предполагает работу индивидуально и в группах, способствует развитию коммуникативных навыков, формированию ответственности каждого учащегося за всю группу в целом.
Цели урока:
- обобщить знания по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»;
- формировать навыки работы с антивирусной программой McAfee;
- развивать интерес к предмету, навыки самостоятельной работы с информацией;
- развивать информационную культуру и компьютерную грамотность;
- воспитывать ответственность, бережное отношение к компьютерной технике и программному обеспечению.
Оборудование: графический планшет, персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: флипчарт по теме, программа тестирования с тестом по теме, презентация с сообщениями, антивирусная программа, операционная система.
Раздаточный материал: карточки с кроссвордом.
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте, присаживайтесь!
Тема урока: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».
Цель урока: обобщить знания по изученной теме.
2. Проверка Д/з. Начнём урок с проверки домашнего задания. Напоминаю, что класс был предварительно поделен на 4 группы, каждая из групп должна была подготовить сообщение на тему: «Антивирусная программа…». Прошу выступающих первой группы выйти к доске.
Выступление 1 группы. Тема: «Антивирусная программа «Антивирус Касперского» (см. слайды презентации)

Выступление 2 группы. Тема: «Антивирусная программа «Доктор Web» (см. слайды презентации)
Какие вопросы имеются у других групп?
Выступление 3 группы. Тема: «Антивирусная программа «Norton Antivirus» (см. слайды презентации)
Какие вопросы имеются у других групп?
Выступление 4 группы. Тема: «Антивирусная программа «McAfee» (см. слайды презентации)
Какие вопросы имеются у других групп? Спасибо всем группам за сообщения.
3. Кроссворд - опрос. Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд по теме и найти ключевое слово (см. кроссворд.jpg).
Проверка: см. кроссворд_проверка.jpg
Ключевое слово: ЗАПУСК.
4. Практическое задание.
Запуск антивирусной программы. Прежде, чем запустить антивирусную программу на выполнение, мы должны решить, какой именно диск хотим проверить.
Сегодня мы отработаем навыки работы с антивирусной программой McAfee и проверим на наличие вирусов гибкие диски, локальные диски. Каким образом мы можем это сделать? (открыть папку мой компьютер, выбрать диск, правой кнопкой мыши щёлкнуть по диску и выбрать команду «Scan for viruses»). Перед вами появится консоль антивирусной программы McAfee. В правой части консоли имеются три кнопки «Начать проверку», «Приостановить проверку», «Остановить проверку». В нижнем окне консоли отображается наличие зараженных файлов. Если диск или дискета имеют зараженные файлы, то мы можем их удалить. Как это сделать? (выделить файл, нажать правую кнопку мыши, выбрать команду «Delete File»)
Вспомним правила работы на компьютере (сидеть прямо, на расстоянии 50 см от экрана монитора, руки должны быть сухими и чистыми, нельзя трогать руками и ногами соединительные провода и розетки, не трогать экран монитора).
5. Тестирование.
Сейчас вам предстоит пройти проверочный тест по изученной теме. Для этого двойным щелчком мыши откройте на рабочем столе ярлык «Info Test». Введите в верхнее поле открывшегося окна Фамилию, Имя, Отчество. В поле группа – номер группы. Выберите щелчком мыши тест «Антивирусные программы». Нажмите кнопку «Начать тест». Из предложенных вариантов ответов на вопрос выберите только один, нажмите кнопку «Я думаю, что этот ответ является верным» и подтвердите свой выбор.
Вопросы теста и правильный вариант ответа:
1. Что такое компьютерный вирус?
1) Прикладная программа
2) Системная программа
3) Вредоносная программа
2. К основным типам компьютерных вирусов относят:
1) Аппаратные, программные, загрузочные
2) Файловые, загрузочные, макровирус, сетевые
3) Файловые, программные, макровирус
3. Какие основные средства защиты от компьютерных вирусов существуют?

2) Аппаратные средства
3) Программные средства
4. Какие вспомогательные средства защиты от компьютерных вирусов существуют?
1) Резервное копирование наиболее ценных данных
2) Аппаратные средства
3) Антивирусные программы
5. Какие программы относят к антивирусным?
1) AVP, DrWeb, Norton AntiVirus
2) Ms-Dos, MS Word, AVP
3) MS Word, MS Excel, Norton Commander
6. Антивирусная программа DrWeb относится к типу программ:
1) Полифаг
2) Ревизор
3) Блокировщик
7. На чем основано действие антивирусной программы?
1) На ожидании начала антивирусной атаки
2) На сравнении программных кодов с известными вирусами
3) На удалении зараженных файлов
8. Антивирусная программа ADinf относится к. . .
1) Докторам
2) Детекторам
3) Ревизорам
9. Программы, перехватывающие «вирусоопасные» ситуации и сообщающие об этом пользователю – это.
1) программы - вакцины
2) программы - сторожа
3) программы - ревизоры
10. По предложенному описанию определите тип вируса: «Заражают файлы документов Word и Excel. Являются встраиваемыми в документ макрокомандами»
1) Файловый
2) Макровирус
3) Сетевой
Озвучу ваши оценки по тесту.

6. Итоги урока.
1. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы полученные знания и умения важными и нужными для работы?
2. Какими из них вы будете пользоваться в своей практической деятельности?
3. Что вы знаете о правовых нарушениях в информационной сфере?
4. Какие существуют законы в сфере защиты информации?

Тема урока: Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

Цели урока:

а) образовательная:

    изучение новой темы

    введение понятий «Компьютерный вирус», «Антивирусная программа».

б) развивающая:

    развитие познавательных интересов о компьютере

    популяризация работы с компьютером

в) воспитательная:

- формирование правового мировоззрения

Оборудование:

а) аппаратное обеспечение : лекция, компьютеры, видеопроектор

б) программное обеспечение : компьютерные антивирусные программы «Антивирус Касперского», DrWeb , компьютерный вирус – троян «Lamer ’s death »

Тип урока: изучение новой темы

Термины : Компьютерные вирусы, антивирусные программы,

План урока:

    Организационная часть

    Объяснение нового материала

    1. Определение компьютерного вируса

      Назначение компьютерного вируса

      Типы вирусов (программные, загрузочные, макровирусы)

      Пути заражения

      Антивирусные программы

      Методы защиты от компьютерных вирусов

      Правовой аспект темы урока.

    Практическая работа

    Проверка антивирусной программой папки «Школа»

    «Заражение» вирусом, путем копирования инфицированной программы «Это интересно» и ее запуска.

    Проверка антивирусной программой

    Удаление вируса

4. Поведение итогов.

Ход урока:

1. Организационная часть

Так называемые компьютерные вирусы, разумеется, не являются реально существующими микроорганизмами, поражающие компьютеры извне, программами – вредителями, самопроизвольно зарождающимися в недрах наших компьютерах.

Объяснение будет дано на примере клерка, работающего исключительно с бумагами. Идея такого объяснения принадлежит Д.Н.Лозинскому, одному из известнейших «докторов».

Представим себе аккуратного клерка, который приходит на работу к себе в контору и каждый день обнаруживает у себя на столе стопку листов бумаги со списком заданий, которые он должен выполнить за рабочий день. Клерк берет верхний лист, читает указания начальства, пунктуально их выполняет, выбрасывает «отработанный» лист в мусорное ведро и переходит к следующему листу. Предположим, что некий злоумышленник тайком прокрадывается в контору и подкладывает в стопку бумаг лист, на котором написано следующее:

«Переписать этот лист два раза и положить копии в стопку заданий соседей»

Что сделает клерк? Дважды перепишет лист, положит его соседям на стол, уничтожит оригинал и перейдет к выполнению второго листа из стопки, т.е. продолжит выполнять свою настоящую работу. Что сделают соседи, являясь такими же аккуратными клерками, обнаружив новое задание? То же, что и первый: перепишут его по два раза и раздадут другим клеркам. Итого, в конторе бродят уже четыре копии первоначального документа, которые и дальше будут копироваться, и раздаваться на другие столы.

Примерно так же работает и компьютерный вирус, только стопками бумаг-указаний являются программы, а клерком - компьютер. Так же как и клерк, компьютер аккуратно выполняет все команды программы (листы заданий), начиная с первой. Если же первая команда звучит как «скопируй меня в две другие программы», то компьютер так и сделает, - и команда-вирус попадает в две другие программы. Когда компьютер перейдет к выполнению других »зараженных» программ, вирус тем же способом будет расходиться все дальше и дальше по всему компьютеру.

В приведенном выше примере про клерка и его контору лист-вирус не проверяет, заражена очередная папка заданий или нет. В этом случае к концу рабочего дня контора будет завалена такими копиями, а клерки только и будут что переписывать один и тот же текст и раздавать его соседям - ведь первый клерк сделает две копии, очередные жертвы вируса - уже четыре, затем 8, 16, 32, 64 и т.д., т.е. количество копий каждый раз будет увеличиваться в два раза.

Если клерк на переписывание одного листа тратит 30 секунд и еще 30 секунд на раздачу копий, то через час по конторе будет «бродить» более триллиона копий вируса! Скорее всего, конечно же, не хватит бумаги, и распространение вируса будет остановлено по столь банальной причине.

Как это ни смешно (хотя участникам этого инцидента было совсем не смешно), именно такой случай произошел в 1988 году в Америке - несколько глобальных сетей передачи информации оказались переполненными копиями сетевого вируса (вирус Морриса), который рассылал себя от компьютера к компьютеру.

2.1. Определение компьютерного вируса.

Компьютерный вирус – это специально созданный программный код, встроенный в другую программу или документ, или определенные области памяти и предназначенный для выполнения несанкционированных действий.

2.2. Назначение компьютерного вируса.

Как правило, вирусы производят нежелательное действие на компьютерах, на которые они попадают. Например, AntiMIT ежегодно, а именно 1 декабря, разрушает всю информацию, знаменитый One Half незаметно шифрует данные на жестком диске, Tea Time мешает вводить информацию с клавиатуры в промежутке времени между 15:10 и 15:13. Самые разрушительные вирусы могут инициировать форматирование жесткого диска. Поскольку форматирование диска – достаточно продолжительный процесс, который не должен пройти незамеченным со стороны пользователя, во многих случаях вирусы уничтожают данные в системным областях. В этом случае данные на жестком диске остаются нетронутыми, но воспользоваться ими нельзя, поскольку неизвестно, какие сектора диска каким файлам принадлежат.

2.3.- 2.4. Типы вирусов. Заражение вирусами.

    Программные вирусы – это блоки программного кода, целенаправленно внедренные внутрь других программ. При запуске программ, несущей вирус, происходит запуск импланетированного в нее вирусного кода. Работа этого кода вызывает скрытые от пользователя изменений в файловой структуре жестких дисков и/или в содержании других программ. Программные вирусы поступают на компьютер только при запуске зараженных программ. При обычном копировании зараженных файлов заражения компьютера происходить не может.

    Загрузочные вирусы. От программ вирсов загрузочные вирусы отличаются методом распространения. Они поражают не программные файлы, а определенные системные области магнитных носителей (гибких и жестких дисков) Кроме того, на включенном компьютере они могут временнорасполагаться в оперативной памяти. Обычно заражение происходит при попытке загрузки компьютера с магнитного носителя, системная область которого содержит вирус.

    Макровирусы – разновидность вирусов поражающая документы, выполненные в некоторых прикладных программах, имеющих средства для исполнения так называемых макрокоманд . В частности, к таким документам относятся документы текстового процессора Microsoft Word (они имеют расширение.DOC ). Заражение происходит при открытии файла документа в окне родительской программы.

2.5. Антивирусные программы.

Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными . Различают следующие виды антивирусных программ:

    программы-детекторы

    программы-доктора или фаги

    программы-ревизоры

    программы-фильтры

    программы-вакцины или иммунизаторы

Программы-детекторы осуществляют поиск характерной для конкретного вируса сигнатуры в оперативной памяти и в файлах и при обнаружении выдают соответствующее сообщение. Недостатком таких антивирусных программ является то, что они могут находить только те вирусы, которые известны разработчикам таких программ.

Программы-доктора или фаги , а также программы-вакцины не только находят зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, т.е. удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние. В начале своей работы фаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и только затем переходят к «лечению» файлов. Среди фагов выделяют полифаги, т.е. программы-доктора, предназначенные для поиска и уничтожения большого количества вирусов. Наиболееизвестныеизних: Aidstest, Norton AntiVirus, Doctor Web.

Учитывая, что постоянно появляются новые вирусы, программы-детекторы и программы-доктора быстро устаревают, и требуется регулярное обновление версий.

Программы-ревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран монитора. Как правило, сравнение состояний производят сразу после загрузки операционной системы. При сравнении проверяются длина файла, код циклического контроля (контрольная сумма файла), дата и время модификации, другие параметры. Программы-ревизоры имеют достаточно развитые алгоритмы, обнаруживают стелс-вирусы и могут даже очистить изменения версии проверяемой программы от изменений, внесенных вирусом. К числу программ-ревизоров относится широко распространенная в России программа Adinf .

Программы-фильтры или «сторожа» представляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов. Такими действиями могут являться:

    попытки коррекции файлов с расширениями COM , EXE

    изменение атрибутов файла

    прямая запись на диск по абсолютному адресу

При попытке какой-либо программы произвести указанные действия «сторож» посылает пользователю сообщение и предлагает запретить или разрешить соответствующее действие. Программы-фильтры весьма полезны, так как способны обнаружить вирус на самой ранней стадии его существования до размножения. Однако, они не «лечат» файлы и диски. Для уничтожения вирусов требуется применить другие программы, например фаги. К недостаткам программ-сторожей можно отнести их «назойливость» (например, они постоянно выдают предупреждение о любой попытке копирования исполняемого файла), а также возможные конфликты с другим программным обеспечением. Примером программы-фильтра является программа Vsafe , входящая в состав пакета утилит MS DOS .

Вакцины или иммунизаторы - это резидентные программы, предотвращающие заражение файлов. Вакцины применяют, если отсутствуют программы-доктора, «лечащие» этот вирус. Вакцинация возможна только от известных вирусов. Вакцина модифицирует программу или диск таким образом, чтобы это не отражалось на их работе, а вирус будет воспринимать их зараженными и поэтому не внедрится. В настоящее время программы-вакцины имеют ограниченное применение.

Своевременное обнаружение зараженных вирусами файлов и дисков, полное уничтожение обнаруженных вирусов на каждом компьютере позволяют избежать распространения вирусной эпидемии на другие компьютеры.

2.6. Методы защиты от компьютерных вирусов.

Существует три рубежа защиты от компьютерных вирусов:

- предотвращение поступления вирусов;

- предотвращение вирусной атаки, если вирус все-таки поступил на компьютер;

- предотвращение разрушительных последствий, если атака все-таки произошла.

2.7. Правовой аспект темы урока.

Практическая часть

3.1. Проверка антивирусной программой папки «Школа»

Проверить папки «Школа» и «WINNT .

3.2. «Заражение» вирусом, путем копирования инфицированной программы «Это интересно» и ее запуска.

Для того чтобы «заразить» Ваши компьютеры Вам необходимо переписать себе файл «Это интересно» из центрального компьютера. Затем запустить эту программу. Вирус – троян начал свою работу, причем внешне на работе компьютера никак не проявилось.

    1. Демонстрация работы вируса – трояна

      Проверка антивирусной программой папок «Школа» и «WINNT .

      Удаление вируса

4. Подведение итогов урока.

Приложение№1

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно - вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, -

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, -наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами -

наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, -

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.

КРАСНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПЛАН

УРОКА

«Компьютерные вирусы.

Антивирусные программы»

УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ ХАЙРУЛЛИН И.А.

Тема программы: «Компьютер и его программное обеспечение»

Тема урока: «Антивирусные программы. Защита компьютера от вирусов»

Цели урока:

образовательная : познакомиться с видами антивирусных программ, изучить методы защиты информации от вирусов, получить практические навыки работы с антивирусной программой.

∙ развивающая : развивать интеллектуальные умения: выделять главное анализировать, сравнивать, делать выводы, расширить кругозор.

∙ воспитательная : воспитывать внимание, бережное отношение к компьютерной технике и информационным ресурсам; коммуникативные навыки, умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ, поддерживать интерес к предмету через практическое применение полученных знаний.

Вид урока : комбинированный

Класс : 7

Оборудование: проектор, компьютеры, сеть интернет;

Программное обеспечение урока:

антивирусная программа Kaspersky Antivirus 6.0

стандартное приложение Windows – Internet Explorer

программа Microsoft Power Point

Методическое обеспечение урока:

презентация к уроку

раздаточный материал (для каждого ученика) – лист с текстом «Инструкция по защите от компьютерных вирусов», электронный тест, практическая работа.

Виды работы: беседа, фронтальный опрос, игра, работа с раздаточным материалом, работа в группах, работа за компьютером.

Литература, используемая при подготовке уроку:

Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ Учебник для 7 класса – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ Учебник для 10-11 классов – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии». Методическое пособие. – М:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2006.

http://sq.ro

Этапы урока:

Организационный момент.

∙ Разминка

Актуализация знаний:

o игра

o проверка творческого задания

Постановка цели урока.

Изучение нового материала:

o Антивирусные программы

o Физкультминутка

o Работа в группах

∙ Закрепление

o Компьютерный тест

Гимнастика для глаз

Практическая работа за компьютером

  • Изучение антивирусной программы
  • Обновление антивирусных баз
  • Проверка носителей на вирусы

Постановка домашнего задания.

Подведение итогов урока.

o что нового сегодня узнали?

o как планируете применять полученные знания?

o оценка знаний и умений учащихся по теме урока

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

Эпиграф урока: «Стоит мне что-нибудь проглотить, как тут же

происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз!»

Льюис Керрол. "Алиса в стране чудес"

1. Разминка.

Кто в компьютер к нам попал,

Хоть его никто не звал?

Логин и пароль украл,

Файлы все нам переврал,

Доступ он закрыл на диск, -

И компьютер вмиг завис.

Для работы сплошной минус.

Подозрение на …

Вирус!

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, кто такой этот коварный компьютерный вирус?

Это программа, способная скрытно внедрять свои копии, размножаться и наносить компьютеру вредное воздействие.

Сегодня на уроке мы должны научиться защищать компьютер от вирусов, а для этого необходимо уметь распознавать врага.

Есть желающие побыть в роли компьютерных вирусов?

Правила игры: на доске прикрепленные листы с изображениями различных компьютерных объектов. Приложение 1. Ученики-вирусы выходят к доске и захватывают объекты. По картинке в руках ученика-вируса вы должны определить, какой это вирус. Правильно названный ученик-вирус должен рассказать все, что он знает об этом вирусе. При необходимости берет «Помощь зала». Затем, при помощи карточек находящихся на партах определяете степень опасности этого вируса. Очень опасный – поднимаете красную карточку, опасный - желтую, неопасный – зеленую. Распознанный вирус возвращается на место.

За каждый правильный устный ответ получаете 1 бит.

Ответы учащихся:

- Файловые вирусы внедряются в программы и активизируются при их запуске. После запуска находятся в оперативной памяти и могут заражать другие файлы.

Макровирусы заражают файлы документов, например текстовых. После загрузки текстового документа в текстовый редактор могут заражать другие документы.

Сетевые вирусы могут передаваться по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к сети. Наибольшую опасность представляют почтовые вирусы, которые распространяются во вложенных с почтовое сообщение файлах.

Загрузочные вирусы записываю себя в загрузочных секторах дисков. При загрузке операционной системы вирусы внедряются в оперативную память.

Вирусы-шутки вызывают звуковые или визуальные эффекты.

Троянская программа имеет своего хозяина, для которого похищает логины, пароли, коды доступа. Полученными сведениями могут воспользоваться злоумышленники.

Сетевой почтовый вирус, троянская программа – очень опасные.

Файловый, загрузочный, макровирус – опасные.

Вирус-шутка – не опасен.

Дома вы хорошо поработали и подготовили рисунки на тему «Как я представляю компьютерный вирус». Посмотрим, что у вас получилось. Демонстрация рисунков. За рисунок получаете по 1 биту.

(Во время перемены рисунки в электронном виде переписаны на компьютер учителя, выполненные в бумажном варианте размещены на стенде).

Румынский программист Алекс Драгулеску составил программу, которая по коду вируса получает его трехмерное изображение.

Просмотр http://sq.ro с переводом названий вирусов.

Кого напоминают ваши вирусы?

Героев мультфильмов, инопланетян...

На что похожи вирусы, нарисованные программой?

Цветы, кораллы, снежинки…

Какую особенность в изображениях ваших вирусов вы заметили?

Наши вирусы больше похожи на живых существ.

Итак, враг изучен, можно переходить в наступление. А в этом нам поможет антивирусная программа.

3. Изучение нового материала.

Тема нашего урока: «Антивирусные программы. Защита компьютера от вирусов».

(Слайд 2).

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

(Слайд 3)

Сегодня на уроке мы узнаем:

Что такое антивирусная программа;

Виды антивирусных программ;

Как защитить компьютер от вирусов.

3.1 Антивирусная программа

Отступите пять клеточек вниз, запишите определение: (Слайд 4)

Антивирус – Это программа, способная

Распознавать и уничтожать известные вирусы.

Как действует компьютерный вирус? (Слайд 5)

Компьютерный вирус скрытно записывает свой код в код файла. Файл заражается.

Рассмотрим основной принцип действия антивирусных программ. (Слайд 6). В их состав входят списки известных вирусов, которые содержат название вируса и его код. Эти списки называются антивирусные базы. Причем, коды этих вирусов заблокированы особым образом и не могут оказывать вредное воздействие на компьютер. Как только программа антивирус обнаружит, что фрагмент кода в каком-либо файле совпадает с кодом вируса в базе, файл считается зараженным и подлежит лечению, т.е. из него удаляется программный код вируса. Если кода какого-то нового вируса в базе нет, то его не всегда удается обнаружить. Базы необходимо поддерживать в актуальном состоянии.

Как это можно сделать?

Обновить или скачать из Интернет.

Задача на размышление: для того, чтобы лучше защитить компьютер, Саша поставил сразу две антивирусные программы, но компьютер стал работать гораздо хуже, а антивирусные программы постоянно с чем-то боролись. Поможем Саше разобраться, в чем же дело?

Программы занимают много оперативной памяти?

Вирусная атака.

Охотятся за одним и тем же вирусом.

Давайте вспомним, что входит в состав антивирусных программ?

Антивирусные базы.

- А теперь представьте, что эти программы обнаружили друг у друга в базах коды вирусов… Их дальнейшие действия?

Будут друг с другом бороться.

Какой совет дадим Саше?

Устанавить только одну антивирусную программу.

По принципу обнаружения вирусов различают несколько видов антивирусных программ (Слайд 7). Дорисовываем схему.

Сканеры

Доктора

(Слайд 8,9) Сканеры. Используются для периодической проверки компьютера. После запуска проверяют файлы и оперативную память на наличие вирусов и обеспечивают их нейтрализацию. Программы-сканеры нужно регулярно обновлять, так как они быстро устаревают и не могут выявлять новые виды вирусов. Следует отметить, что программы-сканеры могут обнаружить только те вирусы, которые ей известны AVP (Antiviral Toolkit Pro, автор - Е.Касперский), Aidstest (автор - Д.Лозинский) и Doctor Web (авторы - И.Данилов, В.Лутовинов, .Белоусов).

(Слайд 10) Мониторы - это программы (сторожа), которые постоянно находятся в оперативной памяти и оповещают пользователя обо всех попытках какой-либо программы выполнить подозрительные действия. В качестве примера такой антивирусной программы можно назвать VSafe. Заметим, что она не способна обезвредить даже известные вирусы. Для "лечения" обнаруженных фильтром вирусов нужно использовать программы-доктора.

(Слайд 11) Программы – ревизоры - это программы, которые анализируют текущее состояние файлов и системных областей диска и сравнивают с информацией, сохраненной ранее в одном из файлов ревизора. При этом проверяется длина файлов, их время создания, атрибуты, контрольные суммы.

(Слайд 12) Антивирусные блокировщики - это программы, перехватывающие «вирусоопасные» ситуации на ранней стадии до его размножения и сообщающие об этом пользователю.

(Слайд 13) Доктора - не только находят файлы, зараженные вирусами, но и лечат их, удаляя из файла тело программы-вируса. Программы-доктора, которые позволяют лечить большое число вирусов, называются полифагами.

Как правильно выбрать антивирусную программу? (Слайд 14)

Рассмотрим критерии выбора антивирусных программ:

Надежность и удобство в работе

Качество обнаружения вирусов

Существование версий под все популярные платформы

∙ Скорость работы

Наличие дополнительных функций и возможностей

Какие антивирусные программы установлены у вас дома? (Слайд 15)

Касперский, Dr. Web, Avast…

Посмотрим результаты опроса пользователей ПК. (Слайд 16)

Более подробно Антивирус Касперского: (Слайд 33)

Kaspersky Anti-Virus – продукт «Лаборатории Касперского» – самого известного в России производителя системы защиты от вредоносных программ, спама и хакерских атак, крупнейшая антивирусная компания в Европе. Лаборатории Касперского 13 лет. Основатель - Евгений Касперский, наш отечественный программист

Программный комплекс позволяет организовать полномасштабную систему антивирусной защиты персонального компьютера. Он охватывает все возможные источники проникновения вирусной угрозы - съемные и постоянные файловые носители, электронную почту и Интернет. (Слайд 24)

Лабораторией Касперского создана вирусная энциклопедия, в которой можно подробно узнать об интересующем вас вирусе и о наиболее распространенных в последнее время. Адрес энциклопедии: http://www.viruslist.com/index.html) (Слайд 25)

Какой же можно сделать вывод относительно видов рассмотренных здесь программ?(Слайд 26)

Различают антивирусные программы: сканеры, мониторы, ревизоры, блокировщики, доктора.

Антивирус Касперского является одной из самых популярных и надежных антивирусных программ.

Наиболее активные учащиеся получают 1 бит.

3.2 Физкультминутка. (Слайд 27).

А сейчас снять накопленную усталость нам поможет физкультминутка.

Наша физкультминутка на тему программное обеспечение. Я буду перечислять различные программы. Если программа относится к системному ПО, вы встаете, если к прикладному – садитесь.

Перечисляю системные и прикладные программы:

Операционная система, текстовый редактор, компьютерная игра, драйвер, Paint, Антивирус Касперского, файловый менеджер, Win Amp,Linux, система компьютерного черчения.

Молодцы!

3.3 Защита компьютера от вирусов.

Пословица гласит: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Это высказывание справедливо и к компьютерным вирусам.

Важный момент защиты - не дать вирусам проникнуть в компьютер.

Методы по защите информации разделяются на организационные и программные (технические).

Организационные подразумевают, что вы грамотно организуете свою работу на компьютере, соблюдая основные правила безопасности.

Программные отвечают за эффективное использование антивирусных программ.

У каждого на столе есть текст «Методические рекомендации по защите информации».

Приложение 2

Разбейтесь в группы по 3 человека. В группе каждый отвечает за одно из направлений: (Записываю на доске)

Направления:

1. Пути проникновения вирусов (отмечаем V)

2. Организационные методы защиты информации (отмечаем +)

3. Программные (технические) методы защиты информации (отмечаем *)

Распределите направления между собой в группах.

А теперь объединитесь в 3 группы по направлениям, согласно расставленным на партах табличкам.

Учащиеся пересаживаются по направлениям.

Каждая новая проблемная группа должна в течение 5 минут совместными усилиями выбрать и отметить в тексте правила, относящиеся к ее направлению зарезервированным знаком.

Учащиеся работают с текстом, обсуждают, отмечают. Учитель консультирует, помогает при затруднении, делает целевые обходы.

Теперь, ребята возвращайтесь в свои группы и каждый поделитесь полученной информацией с товарищами по группе, придите к общему мнению. Время – 5 минут.

Идет обсуждение в группах. Коррекция результатов.

Проверьте, как вы справились с данной задачей. Внимание – на экран (Слайды 28, 29).

Если у вас правильно распределено большинство правил поднимите зеленую карточку,

Примерно половина – желтую карточку, меньше половины – красную карточку.

Зеленая карточка - 2 бита, желтая – 1 бит.

Какое направление на ваш взгляд наиболее значимое?

Важны все направления.

- Вложите памятки в свои рабочие тетради, соблюдайте данные там рекомендации и тогда вы сможете противостоять любым коварным вирусам и сохранить ценную информацию.

4. Компьютерный тест по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

Проверим, как вы усвоили данную тему.

Пересаживайтесь за компьютеры. Выполните тест «Вирусы» на рабочем столе.

За тест каждый получит количество бит по количеству набранных баллов. Максимум 5. Затем самостоятельно выполните упражнение для глаз.

5. Упражнения для глаз (Инструкции с описанием упражнений закреплены на компьютерных столах).

Упражнения выполняются стоя или сидя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании.

1. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами проделать круговые движения по часовой и против часовой стрелки по 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см. на счет 1-4, затем перевести взор вдаль на счет 1-6.

4. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.

6. Повторить 4-5 раз.

6. Компьютерный практикум.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов. Обнаружение и лечение»

Цель работы: «Научиться использовать антивирусные программы для проверки носителей на наличие вирусов и лечения, изучить состав компонентов защиты».

Задача1. Обновить антивирусные базы

Задача 2. Познакомиться с возможностями программы

Задача 3. Проверить флешку (дискету) на наличие вирусов.

Знакомство с интерфейсом программы. Демонстрация на экране.

В нашем классе установлена антивирусная программа Kaspersky Anti-Virus 6.0.

В левой части окна программы имеются четыре вкладки:

Защита – позволяет настраивать основные компоненты защиты;

Поиск вирусов – служит для выбора объектов проверки и уровня защиты;

Сервис включает: Обновление антивирусных баз, настройку параметров обновления (пункт меню настройка), файла данных с отчетами по работе приложения,

Аварийный диск, поддержка специалистов Лаборатории Касперского.

Информация – инструкции по работе с программой.

Инструкция по выполнению практической работы находится на компьютерных столах.

Приложение 3.

После выполнение работы возвращаемся за парты и подводим итоги практикума (Слайд 31).

7. Домашнее задание по выбору учащихся:

o Используя изученный на уроке материал, подготовить интересные вопросы для викторины.

o Защитить домашний компьютер от вирусов

8. Подведение итогов:

Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Стоит мне что-нибудь проглотить, как тут же происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз!».

Что произойдет особенного, если вирус попадет в компьютер с установленной антивирусной программой?

Программа найдет вирус, сообщит о его появлении и обезвредит.

А что же может произойти «интересного» при попадании вируса в компьютер, где такой программы нет?

Вирус попадет в компьютер, размножится, может украсть пароли, удалить файлы, компьютер будет зависать, медленно работать.

Вопросы учащимся:

Что нового узнали на уроке?

Что такое антивирусная программа, как она находит вирусы. Виды антивирусных программ: мониторы, сканеры, ревизоры, блокировщики, доктора.

Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?

Обновлять антивирусные базы, не устанавливать две антивирусные программы, проверять внешние носители на вирусы, периодически сканировать компьютер, копировать ценную информацию на диски, пользоваться лицензионными программами, не открывать подозрительные электронные письма…

Насколько полезными вам, как пользователям ПК, представляются навыки работы с антивирусными программами?

∙ Очень полезные.

Выставление оценок: подсчитайте количество набранных битов. Набравшие более 10 битов получают оценку «5», 7-10 оценку «4», 5-7 оценку «3».

Трудно встретить человека, пользующегося компьютером и не столкнувшегося с компьютерными вирусами. Вред, причиняемый ими, огромен. Вооружившись знаниями и соблюдая основные правила защиты от вирусов этих неприятностей можно избежать, чтобы не получилось как у героя известного фильма. Просмотр ролика.


Конспект для урока информатики "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы"

1. Актуализация знаний

На прошлых уроках мы с вами рассмотрели основные виды программного обеспечения. Давайте вспомним, что такое ПО? (ПО - вся совокупность программ, используемых на компьютере).
- Зачем компьютеру необходимо ПО? (Программное обеспечение позволяет компьютеру выполнять определенную работу).
- На какие группы делится все ПО? (Системное ПО, прикладное ПО, системы программирования).
- Что относится к системным программам? (Программы, необходимые для работы компьютера).
- Приведите примеры системных программ (Операционные системы, драйверы, утилиты).
- Что такое прикладное ПО? (Программы, предназначенные для выполнения конкретных задач пользователя).
- Примеры прикладного ПО? (Текстовые, графические процессоры, игры)
- Что такое системы программирования? (Это программы для создания новых программ на языках программирования).
- К какой группе программ относятся антивирусные программы? (системное ПО). Почему? (Они необходимы для корректной работы всей компьютерной системы).

Тема урока: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Цель нашей работы - познакомиться с основами компьютерной вирусологии, научиться обнаруживать вирусы и бороться с ними.

Мы с вами говорили о том, что компьютер можно в чем-то сравнить с человеком. Человек, как биологический организм подвержен различным воздействиям внешней среды, в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, часто, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.

Попробуйте описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом. Особенности:


  • проникновение вируса в организм человека происходит из вне;

  • способность вируса к саморазмножению;

  • активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время.
А может ли компьютер заразиться вирусом? Каким должен быть этот вирус по вашему представлению?

2. Изучение нового материала

1) Понятие «компьютерный вирус»

Итак, действительно, компьютер может заразиться. И причиной заражения действительно является вирус, только компьютерный. Это название пришло из биологии именно по признаку способности к саморазмножению. Вирусы представляют собой небольшие вредоносные программы, которые запускаются на компьютере без ведома его хозяина и выполняют различные нежелательные действия. При этом вирусы могут быть как почти безобидными, так и весьма неприятными.

Компьютерный вирус – это программа, которая может создавать свои копии и внедрять их в файлы, загрузочные секторы дисков, сети. При этом копии сохраняют возможность дальнейшего распространения. Часто вирусы обладают разрушительным действием.

2) Пути распространения компьютерных вирусов

Давайте подумаем, каковы пути распространения вирусов. (Вирусы могут попасть в ПК так же как любая другая программа). В противоположность обычным бациллам, компьютерные вирусы не передаются по воздуху: так как вирусы – это программы – средой их обитания служит только различная компьютерная техника.

Как на ПК может попасть вредоносная программа? (Через зараженные дискеты, диски, флеш-карты, посредством Интернета или по локальной сети). Обычно вирус внедряется в какой-либо документ или программу, и в начале работы вы можете не заметить ничего необычного. Однако через некоторое время вирус проявит свою разрушительную силу.

3) Признаки появления компьютерных вирусов

Назовем основные признаки проявления компьютерных вирусов.


  • неправильная работа нормально работавших программ;

  • медленная работа компьютера;

  • невозможность загрузки ОС;

  • исчезновение файлов и каталогов;

  • изменение размеров файлов;

  • неожиданное увеличение количества файлов на диске;

  • уменьшение размеров свободной оперативной памяти;

  • вывод на экран неожиданных сообщений и изображений;

  • подача непредусмотренных звуковых сигналов;

  • частые зависания и сбои в работе компьютера.
4) История компьютерной вирусологии

Первые вирусы появились давно, еще на заре эпохи ЭВМ, и не всегда были вредоносными. Например, в конце 60-х в лаборатории Xerox была создана специальная программа, являющаяся прообразом современных вирусов, которая самостоятельно путешествовала по локальной вычислительной сети и проверяла работоспособность включенных в нее устройств.

Однако позднее программы-вирусы стали разрабатываться со злым умыслом. Есть сведения, что некоторые компании специально инфицировали компьютеры конкурентов, чтобы таким образом шпионить за ними или вывести из строя их информационные системы.

5) Слухи и заблуждения

Порой боязнь вирусов причиняет больше неприятностей, чем сами вирусы. В свое время распространялось много заведомо ложных сообщений об угрозе якобы сверхопасных вирусов.

Необходимо знать, что ни один из вирусов не способен вывести из строя комплектующие компьютера. Максимум, на что способны некоторые вирусы, - это уничтожить информацию на жестком диске, что приведет к повреждению ОС и приложений. Хотя даже в этом случае ситуация может стать для вас фатальной, если вирус уничтожит важные документы.

6) Создатели компьютерных вирусов

Человек, который «пишет» вирусы называет себя вирьмейкером. Кто же занимается созданием вредоносных программ? В наши дни созданием вирусов обычно занимаются энтузиасты – одиночки. Ими могут быть и профессиональные программисты, и исследователи и обычные студенты, начинающие изучать программирование. Причем в настоящее время имеются десятки программ для автоматической генерации вирусов – конструкторы.

Что является стимулом для такой деятельности – сказать сложно. Это может быть как чувство мести, так и желание самоутвердиться. Первым вирусным конструктором, который получил широкое распространение, стал VCL (Virus Creation Laboratory), созданный в 1992 году.

7) Классификация вирусов

Существует несколько разных классификаций вредоносных программ.

Наиболее распространенная из них делит вирусы по среде их обитания . Согласно ей компьютерные вирусы бывают файловые, сетевые, загрузочные и макровирусы.


  • Файловые вирусы – это программы, которые поражают исполняемые файлы операционной системы и пользовательских приложений. Чаще всего они внедряются в файлы с расширениями com, exe, bat, sys, dll. Такие вирусы обнаружить и обезвредить проще всего. Радует также, что проявить свою вредоносную активность они могут только после запуска зараженной программы.

  • Нередко из файловых вирусов выделяют отдельный подтип, который называют макровирусами . Они также обитают в файлах, но не программ, а документах пользователя и шаблонах (doc, dot, xls, mdb и др.). Для их создания используется язык макрокоманд. Поэтому, чтобы обезопасить себя от макровирусов, необходимо отключить автозапуск макросов при открытии документов.

  • Сетевые вирусы в качестве среды обитания используют глобальную или локальные компьютерные сети. Они не сохраняют свой код на жестком диске компьютера, а проникают напрямую в оперативную память ПК. Вирусы этого типа за способность вычислять сетевые адреса других машин, находясь в памяти компьютера, и самостоятельно рассылать по этим адресам свои копии называют сетевыми червями. Такой вирус может находиться одновременно в памяти нескольких компьютеров. Сетевые вирусы обнаружить сложнее, чем файловые. Сетевые вирусы распространяются с большой скоростью и могут сильно замедлить работу аппаратного обеспечения компьютерной сети.

  • Среда обитания загрузочных вирусов – специальные области жестких и гибких дисков, которые служат для загрузки операционной системы. Для заражения вирусы используют главную загрузочную запись винчестера. Загрузочный вирус подменяет оригинальную запись и перехватывает управление системой. Такие вирусы обнаружить и удалить сложнее всего, поскольку они начинают свою работу еще до загрузки антивирусных приложений. Они же представляют наибольшую опасность.
Еще одна существующая классификация вирусов – по их деструктивным возможностям .

  • Безвредные вирусы – оказывают незначительное влияние на работу ПК, занимая часть системных ресурсов. Нередко пользователи даже не подозревают об их присутствии.

  • Неопасные вирусы – также занимают часть ресурсов компьютера, но об их присутствии пользователь знает хорошо. Обычно они проявляются в виде визуальных и звуковых эффектов и не вредят данным пользователя.

  • Опасные вирусы – программы, которые нарушают нормальную работу пользовательских приложений или всей системы.

  • Очень опасные вирусы – программы, задача которых заключается в уничтожении файлов, выводе из стоя программ и ОС или рассекречивании конфиденциальных данных.
Все компьютерные вирусы бывают двух типов – резидентные и нерезидентные.

  • Резидентные вирусы представляют собой программы, присутствующие в оперативной памяти либо хранящие там свою активную часть, которая постоянно заражает те или иные объекты операционной системы.

  • Нерезидентные вирусы загружаются лишь во время открытия зараженного файла или работы с инфицированным приложением.
Как несложно догадаться, наибольшую опасность представляют резидентные вирусы, так как время их активной работы ограничивается только выключением или перезагрузкой всей системы, а не отдельного приложения.

По особенностям алгоритма работы различают:


  • Простейшие вирусы – вирусы, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое дисковых секторов или файлов, поэтому его достаточно легко обнаружить.

  • Вирусы-спутники (компаньоны) - вирус, который не внедряется в сам исполняемый файл, а создает его зараженную копию с другим расширением.

  • Стелс-вирус (невидимка) – вирусы, скрывающие свое присутствие в зараженных объектах, подставляя вместо себя незараженные участки.

  • Полиморфные вирусы (мутанты) – вирусы, модифицирующие свой код таким образом, что копии одного и того же вируса не совпадали.

  • Макровирус – вирусы, которые заражают документы офисных приложений.

  • Троянская программа – программа, которая маскируется под полезные приложения (утилиты или даже антивирусные программы), но при этом производит различные шпионские действия. Она не внедряется в другие файлы и не обладает способностью к саморазмножению.

  • Черви – это вредительские компьютерные программы, которые способны саморазмножаться, но, в отличие от вирусов не заражают другие файлы. Свое название черви получили потому, что для распространения они используют компьютерные сети и электронную почту.
Сегодня наиболее распространены так называемые сетевые черви, а также макровирусы.

8) Профилактика появления компьютерных вирусов

Одним из основных методов борьбы с вирусами является, как и в медицине, своевременная профилактика. Подумайте, какие средства помогают предотвратить заражение ПК?


  1. Резервное копирование наиболее ценных данных;

  2. создание дистрибутивного и системного диска;

  3. хранение всех регистрационных и парольных данных не на ПК;

  4. проверка всей поступающей извне информации на вирусы, как на дискетах, CD-ROM, так и по сети;

  5. использование «свежих» антивирусных программ, регулярная проверка компьютера на наличие вирусов.
9) Антивирусные программы

Итак, особое место в этом списке занимают программные средства защиты – антивирусные программы. К какому виду ПО они относятся? (Системному ПО).

Антивирусная программа (антивирус) - программа, позволяющая выявлять вирусы, лечить зараженные файлы и диски, обнаруживать и предотвращать подозрительные действия.

Существует несколько типов антивирусных программ, различающихся выполняемыми функциями.


  1. Полифаги . Просмотр содержимого файлов, расположенных на дисках компьютера, а также содержимого оперативной памяти компьютера с целью поиска вирусов.

  2. Ревизоры . В режиме предварительного сканирования создает базу данных с контрольными суммами и другой информацией, позволяющей впоследствии контролировать целостность файлов (контроль над изменениями, которые происходят в файловой системе ПК).

  3. Блокировщики . Проверка на наличие вирусов запускаемых файлов, перехват «вирусоопасных» ситуаций.
Ни один тип антивирусных программ по отдельности не дает полной защиты от вирусов. Поэтому в современные антивирусные комплекты программ обычно входят компоненты, реализующие все эти функции.

3. Дополнительная информация

В начале 1970-х годов в прототипе современного интернета - военной компьютерной сети APRAnet - был обнаружен вирус Creeper. Эта программа была в состоянии самостоятельно войти в сеть через модем и передать свою копию удаленной системе. На зараженных системах вирус обнаруживал себя сообщением: "I"M THE CREEPER: CATCH ME IF YOU CAN". Это был назойливый, но в целом безобидный вирус.
1981 году появился вирус Elk Cloner. Он записывался в загрузочные сектора дискет, к которым шло обращение. В те времена это казалось невероятным и вызывало у рядовых пользователей устойчивую связь между вирусами и внеземными цивилизациями, пытающимися завоевать мир. Впечатление от вируса усиливалось его проявлениями: Elk Cloner переворачивал изображение на экране, заставлял мигать текст, выводил разнообразные сообщения.
В 1983 году Лен Эйделман впервые употребляет термин "вирус" в применении к саморазмножающимся компьютерным программам. В этот же году Фред Коэн, родоначальник современной компьютерной вирусологии, на семинаре по компьютерной безопасности демонстрирует вирусоподобную программу, способную внедряться в другие объекты, а годом позже дает научное определение термину "компьютерный вирус".
В 1986 году зарегистрирована первая глобальная эпидемия вируса. Вирус Brain, заражающий загрузочные сектора дискет, в течение нескольких месяцев распространился практически по всему миру. Вслед за обнаружением Brain один за другим стали появляться научно-фантастические романы, посвященные вирусам.
В декабре 1987 произошла первая известная повальная эпидемия сетевого вируса "Christmas Tree". За четыре дня (9-13 декабря) вирус парализовал сеть IBM VNet - она была забита его копиями. При запуске вирус выводил на экран изображение рождественской елочки и рассылал свои копии всем пользователям сети, чьи адреса присутствовали в системных файлах.
1988 год - глобальная эпидемия. Вирус Jerusalem обнаружил себя сам: в пятницу, 13-го, он уничтожал все запускаемые на зараженном компьютере файлы. Ноябрь 1988: повальная эпидемия настоящего сетевого вируса, получившего название червь Морриса. Вирус заразил более 6000 компьютерных систем в США (включая Исследовательский центр NASA). В это время стали появляться первые компании-разработчики антивирусного программного обеспечения.
Декабрь 1989 года: некий злоумышленник разослал по разным адресам 20.000 дискет, содержащих "троянца". Через 90 загрузок операционной системы на зараженном ПК программа делала невидимыми все файлы и оставляла на диске только один читаемый файл - счет, который следовало оплатить и отослать по указанному адресу. 1989 году свою карьеру антивирусного эксперта начал Евгений Касперский, позже основавший компанию "Лаборатория Касперского".
В 90-х годах количество вирусов растет в геометрической прогрессии. В июле 1990 г. произошел серьезный инцидент с английским компьютерным журналом PC Today. К каждому номеру журнала бесплатно прилагался флоппи-диск, как оказалось впоследствии, зараженный вирусом DiskKiller. Было продано более 50.000 копий журнала. Комментарии излишни.
Июль 1992: появление первых конструкторов вирусов. Они позволяли людям создавать свои собственные вирусы различных типов и модификаций.
В конце XX – начале XXI века электронная почта и Интернет укрепили свои позиции как наиболее опасные источники вредоносных программ.
В январе разразилась глобальная эпидемия интернет-червя Happy99. Далее - глобальная эпидемия вируса "Melissa". Сразу же после заражения системы он считывал адресную книгу почтовой программы и незаметно рассылал по первым 50 найденным адресам свои копии.
В четверг 4 мая 2000 года был обнаружен новый опасный вирус, притворяющийся признанием в любви! - "червь" LoveLetter, который распространяется по электронной почте под заголовком "ILOVEYOU". ILOVEYOU наносит значительный ущерб данным, содержащимся на диске зараженного компьютера. «Конечно, ведь это так интересно. Получив сообщение, в котором говорится, что вас любят, вы непременно поспешите открыть его и посмотреть, что внутри».

2001 год - новый вирус Zoher - автоматизированное письмо счастья "Zoher" распространяется по электронной почте в виде вложенных файлов. Таким образом, при попытке прочтения письма, вирус активизируется самостоятельно, если на компьютере не установлена специальная заплатка для почтовой программы.
Тело письма содержит весьма длинный текст на итальянском языке.
Его перевод примерно следующий:
«С этим письмом вам придет счастье! Не просто счастье, а счастье с большой буквы С! Даже больше - счастье с большими буквами С и Ь! Мы на мелочи времени не тратим! С сегодняшнего дня к вам придет удача, но только в том случае, если вы отправите это письмо всем, кого вы знаете. Если вы сделаете это, то:
а) ваша мужская сила будет как у Кинг Конга до конца вашей жизни
б) светофор перед вами всегда будет зеленым, или, хотя бы, желтым
в) вы поймаете всех Покемончиков
г) (для мужчин) когда отправитесь на рыбалку, то выловите не простую рыбку, а Сирену, по ошибке рожденную не с хвостом, а с красиыми женскими ножками
д) (для женщин) вы родитесь Сиреной с женскими ножками, а вас поймает мужчина вашей мечты
Если же вы не отправите это письмо всем вашим знакомым в течение 40 секунд, то вас ждут неприятности! Вы попадете во множество трагикомических ситуаций, ваша жизнь станет одним большим приколом, который только вам не будет казаться смешным … и т.п.»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них.

Вопросы к семинару Определение компьютерного вируса. Классификация компьютерных вирусов. Что такое антивирусная программа? Какие названия антивирусных программ вы знаете? Кто и когда создал первый компьютерный вирус? Какие названия компьютерных вирусов вам известны? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы предупредить появление на компьютере вирусов? Как часто надо проверять компьютер и флешки на наличие вируса?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ!

ТЕСТ 1. Что такое компьютерный вирус? 1) Прикладная программа. 2) Системная программа. 3) Программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия. 4) База данных. 2. Основные типы компьютерных вирусов: 1) Аппаратные, программные, загрузочные. 2) Программные, загрузочные, макровирусы. 3) Файловые, программные, макровирусы. 4) Файловые, загрузочные. 3. Этапы действия программного вируса: 1) Размножение, вирусная атака. 2) Запись в файл, размножение. 3) Запись в файл, размножение, уничтожение программы. 4) Размножение, уничтожение программы.

4. В чем заключается размножение программного вируса? 1) Программа-вирус один раз копируется в теле другой программы. 2) Вирусный код неоднократно копируется в теле другой программы. 3) Программа-вирус поражает многократно другие программы. 4) Вирусный код один раз копируется в теле другой программы. 5. Что называется вирусной атакой? 1) Неоднократное копирование кода вируса в код программы. 2) Отключение компьютера в результате попадания вируса. 3) Нарушение работы программы, уничтожение данных, форматирование жесткого диска. 4) Частое зависание компьютера и замедление его работы. 6. Какие существуют методы реализации антивирусной защиты? 1) Аппаратные и программные. 2) Программные, аппаратные и организационные. 3) Только программные. 4) Только аппаратные. 7. Какие существуют основные средства защиты? 1) Резервное копирование наиболее ценных данных. 2) Аппаратные средства. 3) Программные средства. 4) Аппаратные и программные средства.

8. Какие существуют вспомогательные средства защиты? 1) Аппаратные средства. 2) Программные средства. 3) Аппаратные средства и антивирусные программы. 4) Аппаратные и программные средства. 9. На чем основано действие антивирусной программы? 1) На ожидании начала вирусной атаки. 2) На сравнении программных кодов с известными вирусами. 3) На удалении зараженных файлов. 4) На обнаружении и удалении вируса. 10. Какие программы относятся к антивирусным? 1) AVP, DrWeb, Norton AntiVirus, AVAST . 2) MS-DOS, MS Word, AVP. 3) MS Word, MS Excel, Norton Commander. 4) DrWeb, Microsoft Security Essentials, MS Word, MS Excel.

Антивирусные программы Антивирус Касперского; Доктор Web ; NOD 32 ; Eset ; AGV ; Symantec antivirus ; AVAST ; Microsoft Security Essentials .

Работа в группах Компьютерный вирус. Классификация вирусов. Антивирусные программы. Виды антивирусов. История компьютерных вирусов. Распространение компьютерных вирусов. Профилактика и лечение. Правила защиты информации.

Резервные группы Статистическая группа (проанализировать анкеты, представить данные в виде диаграммы «Рейтинг антивирусных программ»). Группа художников (в графическом редакторе Paint изобразить, как визуально можно представить себе компьютерный вирус).

Обсуждение По ходу работы в группах и в процессе обсуждения заполняем лист с ОК (опорным конспектом).

Просмотр мини-презентаций Компьютерный вирус. Классификация вирусов. Антивирусные программы. Виды антивирусов. История компьютерных вирусов. Распространение компьютерных вирусов. Профилактика и лечение. Правила защиты информации.

Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». Цель работы: научиться использовать антивирусную программу для проверки компьютера на наличие вирусов и его излечения. Задание: Проверить флешку на наличие вирусов с использованием антивирусной программы. Ход практической работы: 1. Запустите программу в меню Пуск. 2. Поиск вирусов - выбрать проверяемый диск Е. 3. При обнаружении вирусов нажать кнопку Лечить все – Удалить. 4. Просмотреть статистику.

Подведение итогов Определение компьютерного вируса. Классификация компьютерных вирусов. Что такое антивирусная программа? Какие названия антивирусных программ вы знаете? Кто и когда создал первый компьютерный вирус? Какие названия компьютерных вирусов вам известны? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы предупредить появление на компьютере вирусов? Как часто надо проверять компьютер и флешки на наличие вируса?

Домашнее задание Дописать и выучить ОК. Провести исследовательскую работу: Рейтинг используемых антивирусных программ. Способы обновления антивирусных программ. Подготовить реферат на одну из тем: 1. Антивирусные программы. 2. Виды компьютерных вирусов. 3. Методы борьбы с компьютерными вирусами. Создать буклет-памятку «Правила защиты информации».

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 105 имени М.И.Рунт

Куйбышевского района городского округа Самара

Миронова Юлия Валерьевна, учитель информатики

Рабочие программы по информатике. 5-11 классы / авт.-сост. Т. К. Смыковская. - М.: Планета, 2010.

Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ.11 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Конспект урока в 11 классе по теме: "Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них"

г.Самара, 2015 г.

Конспект урока по теме: "Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них"

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • Методическая: показать эффективность применения компьютерной технологии при изучении темы.
  • Учебная: дать знания о видах компьютерных вирусов, путях их распространения, об антивирусных программах и способах их использования на практике.
  • Развивающая: развивать умение составлять конспект, компьютерную грамотность, познавательную активность учащихся, коммуникативных навыков .
  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, самостоятельность при принятии решений, толерантность, эрудицию, согласование.

Требования к знаниям:

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «компьютерный вирус;
  • классификацию компьютерных вирусов;
  • определение понятия «антивирусная программа»;
  • типы антивирусных программ;
  • правила предупреждения появления компьютерных вирусов;
  • признаки заражения ПК компьютерным вирусом.

Учащиеся должны уметь:

  • обнаруживать и удалять вирусы с различных носителей.

Оснащение и методическое обеспечение урока:

  • ноутбуки;
  • программное обеспечение: пакет MS Office 2013, антивирусная программа Eset NOD 32;
  • опорный конспект, карточки с анкетой, инструкция о проведении практической работы;
  • учебники, справочники, словари, интернет, телефоны, планшеты;
  • доска, мел.

Методы работы:

  1. Словесный (беседа, изложение материала).
  2. Наглядный (демонстрация учебного материала, опорный конспект).
  3. Самостоятельная работа (работа по созданию презентаций, рисунков, диаграмм).
  4. Практическая работа.

Ход урока.

1. Орг.момент (1 мин).

2. Повторение (3 мин).

3. Работа в парах и группах (10-15 мин).

4. Выполнение практической работы (3-5 мин).

5. Анкетирование (1-2 мин).

6. Обсуждение (10-15 мин).

7. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин).

8. Домашнее задание (2 мин).

1. Орг.момент .

Добрый день, коллеги! Здравствуйте, ребята! Давайте все подарим друг другу улыбку. Улыбка всесильна и стоит награды . Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

2. Повторение.

Сегодня на уроке мы проведем семинар, а пока давайте вспомним, что мы уже узнали о компьютерных вирусах и антивирусах при подготовке к семинару. Давайте ответим на вопросы теста.

Выполнение теста.

1. Что такое компьютерный вирус?

1) Прикладная программа.
2) Системная программа.
3) Программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия.
4) База данных.

2. Основные типы компьютерных вирусов:

1) Аппаратные, программные, загрузочные.
2) Программные, загрузочные, макровирусы.
3) Файловые, программные, макровирусы.

4) Файловые, загрузочные.

3. Этапы действия программного вируса:

1) Размножение, вирусная атака.
2) Запись в файл, размножение.
3) Запись в файл, размножение, уничтожение программы.

4) Размножение, уничтожение программы.

4. В чем заключается размножение программного вируса?

1) Программа-вирус один раз копируется в теле другой программы.
2) Вирусный код неоднократно копируется в теле другой программы.

3) Программа-вирус поражает многократно другие программы.

4) Вирусный код один раз копируется в теле другой программы.

5. Что называется вирусной атакой?

1) Неоднократное копирование кода вируса в код программы.
2) Отключение компьютера в результате попадания вируса.
3) Нарушение работы программы, уничтожение данных, форматирование жесткого диска.

4) Частое зависание компьютера и замедление его работы.

6. Какие существуют методы реализации антивирусной защиты?

1) Аппаратные и программные.
2) Программные, аппаратные и организационные.
3) Только программные.

4) Только аппаратные.

7. Какие существуют основные средства защиты?

1) Резервное копирование наиболее ценных данных.
2) Аппаратные средства.
3) Программные средства.

8. Какие существуют вспомогательные средства защиты?

1) Аппаратные средства.
2) Программные средства.
3) Аппаратные средства и антивирусные программы.

4) Аппаратные и программные средства.

9. На чем основано действие антивирусной программы?

1) На ожидании начала вирусной атаки.
2) На сравнении программных кодов с известными вирусами.
3) На удалении зараженных файлов.

4) На обнаружении и удалении вируса.

10. Какие программы относятся к антивирусным?

1) AVP, DrWeb, Norton AntiVirus, AVAST.
2) MS-DOS, MS Word, AVP.
3) MS Word, MS Excel, Norton Commander.

4) DrWeb, Microsoft Security Essentials, MS Word, MS Excel.

Критерии оценки теста:

  • 9-10 правильных ответов – “5”
  • 7-8 правильных ответов – “4”
  • 5-6 правильных ответов – “3”
  • меньше 5 – “2”

3. Работа в парах и группах.

Учащиеся создают небольшие презентации (3-5 слайдов), работая в группах. По ходу выполнения работы, а также в ходе дальнейшего обсуждения заполняют лист с опорным конспектом. (См. Приложение 3). Во время работы звучит негромкая музыка (4-5 композиций) – достаточное время для создания презентаций.

4. Выполнение практической работы.

Учащиеся, справившиеся с презентацией, выполняют практическую работу «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». (Инструкция по проведению практической работы в Приложении 1).

5. Анкетирование.

В ходе выполнения работы все учащиеся и гости на уроке заполняют анкету. Анкетирование закрытое. Интересует ответ на вопрос: Какой антивирусной программой вы пользуетесь?

Обработкой результатов анкетирования займется 1 из учащихся по желанию.

6. Обсуждение.

От каждой группы выступает по 1 представителю. Остальные учащиеся дополняют ответы.

1. Выступление Емельянова Вячеслава «Компьютерный вирус и классификация вирусов».

2. Выступление Чикалкиной Екатерины «Антивирусные программы. Виды антивирусов».

3. Выступление Шалаева Никиты «История компьютерных вирусов».

4. Выступление Андриянова Никиты с анализом анкет «Рейтинг антивирусных программ».

5. Выступление Кредышева Михаила «Распространение компьютерных вирусов».

6. Выступление Воробьевой Марии «Профилактика и лечение».

7. Выступление Семенова Кирилла «Правила защиты информации».

8. Выступление Фридрих Артема о результатах проведения практической работы.

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Домашнее задание :

  1. Дописать и выучить ОК (опорный конспект).
  2. Провести исследовательскую работу (по желанию):
  • Рейтинг используемых антивирусных программ.
  • Способы обновления антивирусных программ.
  1. Подготовить реферат на одну из тем (по желанию):

1. Антивирусные программы.

2. Виды компьютерных вирусов.

3. Методы борьбы с компьютерными вирусами.

4. Создать буклет-памятку «Правила защиты информации» (по желанию).

Приложение 1

Практическая работа

«Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

Цель работы: научиться использовать антивирусную программу ESET NOD32 Smart Security для проверки компьютера и дисков на наличие вирусов и его излечения.

Задание: Проверить диск Е на наличие вирусов с использованием антивирусной программы.

Ход практической работы:

  1. Запустите программу ESET NOD32.
  2. Поиск вирусов - выбрать проверяемый диск (предложенную флешку диск Е или диск С).
  3. При обнаружении вирусов нажать кнопку «Лечить все» – «Удалить».
  4. Просмотреть статистику

Приложение 2

Памятка

«Основные меры по защите компьютера от заражения вирусами»

  • Необходимо оснастить компьютер современными антивирусными программами и постоянно обновлять их версии.
  • При работе в глобальной сети обязательно должна быть установлена программа – фильтр (сторож, монитор).
  • Перед считыванием с флеш-карт информации, следует всегда проверять эти диски на наличие вирусов.
  • При переносе на свой компьютер файлов в архивированном виде необходимо их проверять сразу же после разархивации.
  • Целесообразно делать архивные копии ценной информации на других носителях информации.
  • Не следует оставлять флешку при включении или перезагрузке ПК, так как это может привести к заражению загрузочными вирусами.
  • Следует иметь ввиду, что невозможно заразиться вирусом, просто подключившись к Internet. Чтобы вирус активизировался, программа, полученная с сервера из сети, должна быть запущена на клиенте.
  • Получив электронное письмо, к которому приложен исполняемый файл, не следует запускать этот файл без предварительной проверки. По электронной почте часто распространяются “троянские кони”.

Приложение 3

Тема: «Вредоносные и антивирусные программы.

Компьютерные вирусы и защита от них»

Опорный конспект

Заполните схему:

Компьютерный вирус – это _____________________________, небольшая по размерам, которая может записывать свои копии в компьютерные программы.

Укажите источники компьютерных вирусов (заполните пропуски)

Заполните таблицу:

Первый вирус появился

Первая антивирусная программа

Вирус

Троян

Черви

Заполните пропуски в таблице по основным типам вирусов

Тип

Объект заражения

По «среде обитания»

Тип

Наносимый вред

По «степени воздействия»