Компания oculus. Очки виртуальной реальности Oculus Rift CV1. Открытое программное обеспечение

Речь в данной статье пойдет о шлеме виртуальной реальности Oculus Rift. Сейчас в России продают две версии очков, одна из них DK2 – версия для разработчиков, вторая же – CV1 финальная релизная версия для потребителей. В официальном магазине Oculus на сайте есть только Oculus Rift CV1. По хорошему, версия DK2 предназначена для разработчиков игр и программ а не для конечных пользователей. Хочется отметить, что в дополнении к версии CV1 есть версия с двумя контролерами oculus rift touch controller, которые можно купить отдельно за 200$.

Где купить Oculus Rift в России

Официально Oculus Rift в Россию не поставляется. Купить можно на официальном сайте компании.

Комплектация

Приходит шлем виртуальной реальности вот в таком чемоданчике, в котором все компактно разложено.

Внутри чемоданчика находится сам шлем, инфракрасный сенсор, который отслеживает ваше перемещение в пространстве, пульт управления и беспроводной game pud x-box one.

Также есть отверточка для подкрутки наушников, тряпочка для протирки линз и всяческая документация. Длинна кабеля, подключаемого к очкам – 4 метра. На конце он раздваивается на два штекера, один из них HDMI, другой USB версии 3.0. У сенсора камеры также версия 3.0, у контроллера джойстика – USB 2.0. Есть один важный момент. Многие пользователи отмечали, что если использовать Oculus Rift через удлинитель, появляются лаги, нечеткая картинка и другие подобные вещи. Чтобы проверить правдивость слухов, наша команда подключила устройство через кабель HDMI 2.0 длинной 1.8 метров.

В итоге что получилось: разницы в картинке мы не заметили, но есть ощущение, что мерцание стало заметно сильнее. Без удлинителя система выдавала 75 Гц, с удлинителем – 60 Гц.

Технические характеристики шлема виртуальной реальности Oculus Rift

Два дисплея разрешением 1080 на 1200 пикселей каждый, итоговая картинка получается 2016 на 1200 пикселей. Частота обновления до 75 Гц. Для отслеживания положения имеется гироскоп, акселерометры, магнетометр – это все внутренний трекер, и он отслеживает положение с частотой 1000 раз в секунду. Инфракрасный сенсор, который отслеживает положение шлема в пространстве реагирует на изменения с частотой 60 Гц. Вообще инфракрасный сенсор нужен для того, чтобы отслеживать перемещение пользователя именно в пространстве в играх или приложениях, где это возможно. Без него можно спокойно играть, но отслеживаться будет только вращение головы, перемещения по комнате отслеживаться уже не будут. Вес шлема 450 грамм без кабеля.

Для фиксации шлема на голове есть три липучки, две по бокам и одна сверху. Настройка четкости изображения обеспечивается следующим образом. Одетые очки поворачиваются вокруг оси крепления верх/вниз, таким образом достигается настройка горизонтальной строк, а за счет изменения положения между линзами, для этого есть рычажки внутри шлема – вертикальных. Шлем одевается и снимается примерно как бейсболка, приподнимаешь и оттягиваешь его вперед и снимаешь.

Пульт для управления нужен для ряда демо версий, управление в магазине Oculus Rift, работа с громкостью, а также нажав кнопку назад, находясь в любом приложении, можно попасть в меню настроек Oculus, в котором можно подкорректировать к примеру положение линз – посмотреть, четкая ли фокусировка, либо другие настройки.

Сложность передачи полной информации об очках виртуальной реальности Oculus Rift состоит в том, что передать Вам то, что видит пользователь в них не предоставляется возможным, поэтому приходится только описывать все словами. Каждая игра, которую Вы запускали, кроме запуска в шлеме, запускается ещё и в окне на компьютере, при этом ряд настроек, таких как разрешение, например, относится только к этому окну, поэтому все игры, которые вы увидите на видео, это только запись этого окна. Ряд игр запускается в окне в режиме отображения обоих экранных окон, а некоторые наоборот показывают только одно сове окно.

Пару слов о встроенном трекере. Трекер это то, с помощью чего мы осматриваемся в игре, что реагирует на повороты головы. У него весьма достойное качество, но есть один момент, что в отличие от любых других трекеров, у этого углы поворота реальны. Если вы хотите посмотреть направо, то голову нужно повернуть направо на тот угол, который вам нужен в виртуальной реальности.

Основные вопросы, которые задают пользователи

— Тяжелый ли шлем и как он ощущается на голове?

Ощущается так, как будто на Вас одета маска для плавания. Если неудобно одел, шлем будет доставлять дискомфорт, но такого, что он постоянно тянет голову вниз к земле – нет. Если одеть удобно, то никакого дискомфорта вы не почувствуете.

— Устают ли от шлема глаза?

Глаза устают также, как и от обычного монитора. Рекомендуем делать каждый час паузы по 15 минут и обязательно следить за частотой линз. Если на них будет какой-либо сор, вы его можете не увидеть, но глаз постоянно будет фокусироваться на этих ненужных частицах, тем самым доставляя дискомфорт и дополнительную нагрузку на глаза.

— Есть ли тошнота и укачивание от шлема Oculus Rift?

Да, она бывает, но у многих людей она связана с разными вещами. Тех, кого к примеру, укачивает в машине будет укачивать и в шлеме Oculus Rift при игре в авто симулятор. Но эти укачивания длятся не более нескольких секунд, и к ним пользователь очень быстро привыкает. В какой то мере это добавляет реалистичности в виртуальный мир.

— Видны ли пиксели в играх?

Если смотреть на статичную картинку, то видны и, если присматриваться, они видны. Сильно видны, когда светлый объект на темном фоне, но большинство пользователей дискомфорта при их наличии не испытывают. При интенсивном геймплее их не замечаешь совсем.

— Какое поле обзора у Oculus Rift?

Можно сравнит игру в Oculus с плаванием в маске. Примерно также ощущаются края этой маски. В ярких играх ощущение того, что Вы находитесь в этой маске намного то меньше.

— Есть ли какие другие дефекты изображения либо трудность чтения?

Такого, чтобы вообще нельзя было прочитать изображение – нет. Если смотреть на инфо панель взглядом, не поворачивая голову, надписи будут читаться хуже, потому что части изображения по краям замыливаются, для того, чтобы сделать центральную картинку более качественной, тем самым разгружая графический процессор.

— Потеет ли лицо в шлеме и остаются ли отметины?

После долгой игры следы могут остаться. Лицо не потеет.

— Сколько существует игр и программ для Oculus Rift?

Есть игры, которые изначально делали с учетом виртуальной реальности и те, которые можно запустить в шлеме, но они на это рассчитаны не были. В том же самом Steam можно поискать игры с отметкой VR, также есть альтернативные драйвера для Oculus под названием vorpX, они позволяют запускать в очках те игры, которые для очков изначально не предназначались. У Oculus Rift есть свой магазин.

— Мешает ли кабель?

Для сидячей игры совсем не мешает, если бы пришлось бегать и прыгать – возможно будет мешать, хотя если настроить безопасную зону в Вашей комнате, проблем с кабелем не возникнет.

Звук в Oculus Rift

Наушники весьма хороши для игр и для фильмов. Если есть желание, то их можно открутить и убрать за полминуты. Что касается музыки, то в них она звучит похуже, чем в игровых наушниках от ПК. В шлеме также имеется неплохой микрофон и функция записи голоса.

Технические требования к компьютеру, для того, чтобы подключить шлем виртуальной реальности Oculus Rift

Видеокарта. В Oculus поддерживается технология ASV, это когда не хватает кадров, то в шлем отправляется информация предыдущей интегрированной картинки, что дает плавность и повышение fps. Мы тестировали шлем с видеокартами Nvidia GTX 970 / AMD Radeon r9 290, особых проблем не наблюдалось.

Процессор- intel i5-4590 и выше.

ОЗУ 8 Гб и выше.

Итог: Технология находится в начале своего пути. Думаю, в ближайшем будущем появится больше шлемов с большим количеством пикселей и с большими углами обзора. Будет развиваться и беспроводная технология. Стоимость шлемов сейчас сравнима с топовой видеокартой, что немало, с другой стороны играть на мониторе в те игры, которые Вы попробуете на VR будет уже неохота, ибо погружение в игру очень сильное, и на мониторе она будет смотреться плоско. Перед покупкой устройств VR настоятельно рекомендуем опробовать их у друзей или в клубах, предоставляющих такие услуги.

Видео обзор шлема виртуальной реальности Oculus Rift

Вконтакте

Один из атрибутов любого научно-фантастического фильма прошлого века. Кто бы мог подумать, что всего лишь через пару десятков лет мечта воплотиться в жизнь. Теперь обзавестись очками виртуальной реальности может каждый. И все это благодаря компании Oculus VR, которая в 2012 году разработала уникальные и высокотехнологичные очки виртуальной реальности под названием "Окулус Рифт". Хотите узнать о данном гаджете поподробнее? Милости просим в данную статью.

Виртуальная реальность

Как упоминалось выше, люди грезили о виртуальной реальности на протяжении долгого времени. Первые устройства, которое переносили пользователя в компьютерные миры, были разработаны в далеких 60-х годах. В те времена данная технология была довольно-таки инновационной. Однако для массового производства она не подходила. Подобные устройства были узкоспециализироваными, очень габаритными и стоили целое состояние.

Ситуация немного изменилась в 80-х годах. Благодаря развитию видеоигр крупные компании начали создавать различные технологии, которые способны привлечь геймеров. К примеру, шлемы виртуальной реальности. Уже к началу 90-х годов существовало около 11 новых устройств ВР от различных компаний, которые были доступны обычным смертным. Тем не менее виртуальная реальность имела массу проблем. Отслеживание движений головы было очень медленным, а узким. Помимо этого, графика тогдашних игр была довольно низкого качества. Ну и нельзя не упомянуть о главном недостатке ВР-шлемов того времени. Они вызывали жуткую головную боль. Помимо этого, они были довольно-таки громоздкими. Вследствие этого геймеры уже после получаса игры жаловались на боль в области шеи. Из-за подобных недостатков многие отказывались от покупки устройств виртуальной реальности.

В итоге попытка заинтересовать потребителей гаджетами виртуальной реальности провалилась. Игровые компании понесли довольно крупные убытки. Именно по этой причине процесс популяризации виртуальной реальности был приостановлен.

Ренессанс ВР

Технический прогресс и, соответственно, виртуальная реальность не стояли на месте. Крупные и громоздкие детали канули в Лету. На смену им пришли маленькие и компактные комплектующие, превратившее наши гигантские сотовые в удобные и при этом мощные смартфоны. Подобная тенденция не обошла стороной и технологии виртуальной реальности. Таким образом, в 2012 году на всеобщее обозрение были представлены очки «Окулус Рифт», которые просто поразили геймеров по всему свету и вновь запустили ажиотаж вокруг ВР-устройств. Что же такого инновационного было в очках от «Окулус»? Ответ на этот вопрос вы сможете найти в данной статье.

Особенности

Пожалуй, одним из главных достоинств детища Oculus VR является невероятно высокий уровень реалистичности происходящего. Виртуальные очки «Окулус» позволяют в полной мере погрузиться в мир игры. В первую очередь это обусловлено широким углом обзора. Пользователь может поворачивать голову в любую сторону, и при этом он будет наблюдать не плоский экран, а мир.

Помимо этого, ребята из компании «Окулус» сделали свое устройство максимально удобным и комфортным. К примеру, очки виртуальной реальности «Окулус Рифт» обладают довольно-таки скромными габаритами. Из-за этого шея не начинает болеть даже во время многочасовых игровых сессий, что просто не может не радовать.

Таким образом, специалисты из Oculus VR исправили все недостатки, из-за которых шлемы виртуальной реальности никогда не пользовались популярностью. В итоге компания смогла разработать и выпустить, по сути, идеальное устройство для воспроизведения виртуальной реальности.

Полная информация по очкам "Окулус"

Хотите узнать о технических особенностях новых очков виртуальной реальности? Тогда эта статья для вас. В этой части мы поговорим о характеристиках гаджета от Oculus VR.

Очки виртуальной реальности «Окулус Рифт» оснащены жидкокристаллическим экраном размером в 7 дюймов (приблизительно 18 сантиметров) с разрешением в 1280 на 800. Скорость обновления картинки составляет 60 гигагерц.

Помимо этого, стоит подметить, что очки виртуальной реальности могут похвастаться специальным блоком движения и датчиком ориентации, которые были разработаны на заказ. Они обладают довольно-таки высокой частотой дискретизации (около 1000 гигагерц). В блок датчика входит гироскоп, магнитометр и акселерометр. В качестве процессора в очках выступает микроконтроллер, который был разработан на основе ARM Cortex-M3. Данные, считанные тремя датчиками, быстро обрабатываются процессором. Подобная технология позволяет поворачивать голову в абсолютно любом направлении и отображать эти движения в игре в режиме реального времени.

Игры

Крупные компании сразу обратили на данный проект свое внимание. Таким образом, еще до выхода шлема виртуальной реальности на нем появились такие игры, как «Дум 3» (от «АйДи Софтвер»), «Тим Фортрес 2» и «Халф Лайф 2» (от «Валв»). Помимо портов, «Окулус» имел и собственные эксклюзивы. Одна из таких игры - EVE: Valkyrie, которая была разработана студией «СиСиПи Геймс». Все эти игры должны были показать пользователям возможности «Окулуса», заинтересовать покупателей.

Разумеется, за четыре года своего существования «Окулус» обзавелся массой игр. Чего там только нет! И шутеры, и гонки, и РПГ, и масса других занятных проектов. Мало того, в скором времени игр для ВР-устройств станет намного больше. Ведь рынок технологий виртуальной реальности активно расширяется. Потребителей становится все больше и больше. Помимо портирования игр с других платформ многие игровые студии занимаются разработкой эксклюзивных проектов.

Открытое программное обеспечение

Очередное достоинство «Окулуса» - Это значит, что каждый может получить право на модификацию, использование или же распространение кода. Данная особенность «Окулуса» будет очень полезна для программистов. Ведь они смогут создавать свой собственный софт. Даже неопытные геймдевы могут попытаться создать проект для «Окулуса». Ведь в интернете существует несколько официальных ресурсов, на которых можно получить последние версии SDK-компонентов или же онлайн-поддержку.

РЕПОСТОВ

По мере наполнения блога я понял, что весь этот огромный массив информации, о различных устройствах виртуальной реальности, нуждается в том, чтобы его структурировать в одном месте. Именно этой цели и служит данная страница. На ней, чуть ниже, я не только опубликую всю основную и важную информацию о шлеме виртуальной реальности Oculus Rift , которая имеется на сегодняшний день, но и буду стараться поддерживать её в актуальном состоянии, редактируя изменившуюся информацию и добавляя, ближе к концу страниц, свежие и актуальные новости. Если же вы не нашли ответ на какой-то вопрос — пишите в комментариях, тем самым вы не только получите ответ на этот вопрос, но и поможете остальным страждущим найти его в будущем, на этой странице. Итак, как говорил Гагарин - Поехали.

Для начала, на случай, если вы забрели сюда абсолютно ничего не зная о виртуальной реальности в общем и об Oculus Rift в частности (а таковых даже в США, по недавним подсчетам около 60-70% геймеров), я предлагаю кратко познакомится с этим явлением, уже пару лет будоражащим умы многих людей. Для этого стоит обратиться с специально написанной для этого статье, доходчиво поясняющей, . После чего, следуем дальше. Герой этой страницы - шлем виртуальной реальности Oculus Rift и всё о нём .

Краткая история Окулус Рифт

А начнём мы с истоков. С того, как всё начиналось. Здесь я замечу, что история виртуальной реальности 21 века начинается именно с Окулус Рифт. Я не зря упомянул 21 век. Попытки собрать такое устройство предпринимались гораздо раньше, еще до 2000 года. Однако, развитие технологий не позволило собрать достойное устройство и они лишь вызывали смех и не пользовались большой популярностью. Пока о таком проекте в 2011 году не вспомнили два товарища - Палмер Лаки и Джон Кармак, именно они в последующем стали руководителями компании Oculus VR.

Одно из первых устройств виртуальной реальности 20 века

В августе 2012 года, была создана кампания на Kickstarter, с целью сбора денег, на разработку и сборку первой версии шлема виртуальной реальности Oculus Rift. Публике даже был представлен работающий прототип устройства, которое получило название Oculus Rift Developer Kit 1 (DK1) . Кампания привлекла столько внимания, что всего за 4 часа была собрана вся необходимая сумма в 250 тысяч долларов США . Но сбор не был остановлен и в течении следующих 30 дней, свои деньги в устройство вложило порядка 9,5 тысяч человек, собрав в общей сложности около 2,5 миллионов долларов. Забегая чуть вперёд упомяну, что .

В октябре 2013 года, публике пыла представлена улучшенная версия Oculus Rift для разработчиков, получившая название Oculus Rift Developer Kit 2 (DK2) . Новинка обзавелась более качественным дисплеем от Samsung (в дальнейшем эти компании сотрудничали ещё несколько раз). Стоит заметить, что и DK1 и DK2 можно было купить всем желающим, не обязательно было быть разработчиком.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В марте 2014 года, видя бешеную популярность устройства, компанию Oculus VR покупает социальный гигант - Facebook . Его руководитель увидел в технологии виртуальной реальности будущее. После покупки, в разработку были вложены значительные средства.

И уже в сентябре 2014 года была выпущена новая версия шлема виртуальной реальности Oculus Rift Crescent Bay . Получив массу изменений, относительно своих прародителей, он уже был больше похож на финальную версию устройства, которая вскоре поступила в продажу.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Имя этому финальному, на данный момент, устройству - Oculus Rift Consumer Version (CV1) . Первые продажи начались 6 января 2016 года, но об этом — чуть ниже по тексту.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Технические характеристики Oculus Rift

Считаю, что стоит привести характеристики всех моделей Oculus Rift , а чтобы было проще ориентироваться в них — оформляю сводной сравнительной таблицей.

Характеристики разных версий Oculus Rift

Параметр Oculus Rift DK1 Oculus Rift DK2 Oculus Rift CV
Разрешение дисплея (на каждый глаз) Пиксели 640х800 960х1080 1080х1200
Частота Гц 60 75 90
Отклик мс 5 2 2
Угол обзора Градус 90 100 100
Датчики Гироскоп
Акселерометр
Гироскоп
Акселерометр
Магнитометр
Гироскоп
Акселерометр
Магнитометр

Применимость Oculus Rift

Изначально, начиная с момента DK1, Osulus Rift позиционировался как исключительно развлекательное устройство. Его предлагалось использовать в играх виртуальной реальности, смотреть фильмы. Но, чем дальше прорабатывался этот вопрос, чем больше подключались к этому делу всевозможные конкуренты и партнеры. Тем больше становилось понятно, что игры далеко не единственная сфера применения устройств виртуальной реальности. В настоящее время их уже применяют в медицине, в бизнесе и в обучении. И я упомянул лишь то, что сразу пришло мне в голову. На самом деле сфер применения куда как больше, и я как-нибудь более плотно исследую этот вопрос и напишу статью.

Цена Oculus Rift

Так сколько же стоит такая радость? На сегодняшний день, цена на Oculus Rift составляет 600 долларов США . Плюс, для его использования потребуется собрать довольно мощный компьютер, с ценником около 1000 долларов США . Разумеется, речь идёт про сборку с нуля. К примеру, у меня уже и так довольно мощная машина, которая проходит аккурат по нижней планке системных требования Oculus Rift. Кому-то возможно придётся докупить только видеокарту.

Требования к компьютеру Oculus Rift

Иными словами, лучше убедиться, чтобы знать наверняка. Вообще, рекомендуемые системные требования Oculus Rift таковы:

  • Видеокарта NVIDIA GTX 970 / AMD R9 290
  • Процессор Intel i5-4590
  • Оперативная память 8GB
  • Разъем на видео HDMI 1.3
  • Разъемы на системном блоке 3x USB 3.0 ports 1x USB 2.0 port
  • OS Windows 7 SP1 64

Но, рискну предположить, что мало кто способен так сразу, навскидку, сказать о том, что его начинка мощнее и круче рекомендуемых. Всё-таки, это не та информация, которая стоит запоминания и заучивания. Осознавая этот факт, компания Oculus VR выпустила программу, позволяющую проверить, . Немного отклонюсь от конкретно этого шлема, и посоветую дополнительно воспользоваться , для их шлема. В отличие от Окулусовской, она тестирует более предметно, на уровне более-менее реальной производительности, а не одно лишь наличие железа.

Устройство и Россия

В Россию на сегодняшний день, официальной доставки Окулус Рифт нет. И оформления предварительного заказа тоже. Оно доступно только в следующих странах:

США, Великобритания, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Испания, Швеция, Тайвань.

Оформление предварительного заказа Oculus Rift

Как я сказал, начало оформления предварительного заказа на Oculus Rift стартовало 6 января 2016 года. Буквально за несколько минут, размели всю партию устройств. Однако, исходя из принципа оформления заказов, само , вот только доставка будет осуществляться уже в августе 2016 года .

Оформившие предзаказ до апреля, получали в подарок две игры - и Eve: Valkire . На сегодняшний день, в комплекте идёт только первая игра, являющая собой аркаду про лисёнка, в стиле «Марио» в виртуальной реальности.

Комплектация Oculus Rift

В комплекте со шлемом Oculus Rift поставляется геймпад Xbox One, пульт управления для встроенной оболочки Oculus Remote, наушники, и сенсор, для простого отслеживания положения шлема в пространстве. И, как выше писалось, игра Lucky’s Tale.

О недостатках комплектации Oculus Rift

Не обходится устройство и без ложки дёгтя. Следующий абзац, это исключительно моё личное мнение, сложившееся из наблюдения за ситуацией вокруг Окулус Рифт со стороны. В стремлении поскорее выйти на рынок, быть первым и снять самые вкусные сливки с покупателей, компания Oculus VR выбросила на рынок сырое и недоработанное устройство. Об этом свидетельствует ряд серьезных косяков.

У шлема, в нынешней его комплектации, отсутствуют , чей выход планируется во второй половине 2016 года, разумеется за дополнительную плату. Сейчас в комплектации идёт геймпад от Xbox One.

Кроме того, помимо отсутствующих контроллеров, шлем предлагает довольно сильно урезанную версию отслеживания положения пользователя в пространстве. Оно не способно создавать «игровую зону», как его конкурент, в чём сильно ему проигрывает.

Уже на сегодняшний день, существует , что используют возможности контроллеров и такой системы Room Scale. Так что эти два недостатка сильно бьют по количеству качественных игр на системе Oculus Rift.

Ситуация должна будет частично выправиться, когда Oculus Touch и система отслеживания пользователя от Oculus VR появятся в продаже, но остаётся открытым вопрос цены на эти элементы.

Дата поступления Oculus Rift в продажу

В настоящий момент, Oculus Rift можно купить только оформив предварительный заказ либо у перекупщиков (см. информацию выше). Сборочные линии забиты заказами и компания не успевает их выполнять, в связи с нехваткой компонентов. Информации о поступлении Окулус Рифт в продажу в розничные магазины пока нет. Едва ли это случится раньше августа-сентября, поскольку именно на этот срок сейчас принимаются заказы по предоплате. Иными словами - ближе к августу линии заводов разгрузятся настолько, чтобы появились «излишки» шлемов. Информации о дате начала продаж в России пока нет.

Наиболее интересные игры для Oculus Rift

В силу ряда обстоятельств, я буду публиковать здесь список из игр виртуальной реальности для Oculus Rift, которые есть у меня на сайте. Список интересных игр для Oculus Rift не претендует на полноту , какие-то из них могли ускользнуть от моего внимания или ожидают своей очереди. Кроме того, стоит понимать, что это исключительно моё «имхо», и моё мнение, может отличаться от вашего вкуса .

Игры, на которые стоит обратить внимание:

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Актуальные новости Oculus Rift

У компании Oculus VR к покупателям. Объяснили отсутствием на сборочной линии важного компонента шлема, компенсировали бесплатной доставкой. В общей сложности вся очередь отодвинута примерно на месяц.

Владельцы , поскольку даже самая дорогая модель, слишком слаба для игр и приложений виртуальной реальности.

Японский стартап на основе Oculus Rift, позволяет Чтобы быть рядом со своими близкими даже тогда, когда вы не можете быть рядом с ними.

Была главной темой научно-фантастических романов и фильмов на протяжении десятилетий. Первые шлемы виртуальной реальности были произведены в 1960-х годах. В то время технология занимала довольно большое количество пространства и огромное количество денег. В конце 1980-х () и до 1990-х годов VR стала доступна широкой общественности в развлекательных центрах посредством тяжелых шлемов и контроллеров, используемых для воспроизведения достаточно простых игр. Отслеживание движений головы в то время было медленным, поле зрения узким, а графика была низкого разрешения по современным стандартам. Опыт часто вызывал головную боль, но, тем не менее, это был технологический шаг вперед и определенно его стали улучшать.
С тех пор разрабатывались более усовершенствованные шлемы виртуальной реальности с лучшим разрешением графики и временем отклика, но они были слишком дорогими для домашних пользователей и до сих пор, как правило, обитают больше в таких местах, как государственные и корпоративные научно-исследовательские и учебные учреждения. Военная, автомобильная промышленности, космические программы и медицинские проекты - все они используют виртуальную реальность в той или иной форме, вне поле зрения населения в целом.

И все же технологии не стоят на месте и виртуальная реальность, соответственно, тоже. Маленькие и мощные аппаратные компоненты, которые превратили наши простые сотовые телефоны в смартфоны и сделали игровые системы значительно лучше теперь могут помочь и VR - таким образом появился на свет один из первых качественных шлемов виртуальной реальности Oculus Rift. Это первый из нескольких шлемов виртуальной реальности, способный передавать человеку реалистичную виртуальную реальность и предоставлять большие возможности в области для среднего пользователя.

Вы наверняка ожидали, что подобное мобильное устройство впервые будет произведено и качественно презентовано каким-нибудь крупным мобильным гигантом типа Samsung или Google, однако не тут-то было. Проект под названием Oculus Rift - это самое что ни на есть скромное начало жизни виртуальной реальности. Палмер Лаки, подросток-геймер и энтузиаст в области игровой индустрии со страстью к виртуальной реальности, начал самостоятельно собирать шлемы виртуальной реальности и мастерить самые разнообразные продукты, чтобы попытаться создать нечто, которое будет работать с современными играми. В конце концов он понял, что нужно сделать свое собственное устройство с нуля. Так и началось развитие Oculus Rift, проекта, который в настоящее время популярен в мировом масштабе и продолжает развиваться с каждым днем. Давайте узнаем, что это такое, как работает и в целом интересные подробности.

Открытие Oculus Rift


Лаки начал работать над тем, что бы стало Oculus Rift, пока еще учился в колледже изучения журналистики. Он создал первый прототип в 2012 году, когда ему было всего 19 лет. У него была идея сделать кампанию на краудфандинговой интернет-площадке Kickstarter для финансирования проекта и производства соответствующих аппаратных компонентов, несколько десятков преданных фанатов виртуальной реальности и также он общался с большим количеством людей онлайн, рассказывая о своей задумке, в том числе Джон Кармак - разработчик знаменитых игр DOOM и Quake и основатель Id Software. Впоследствии Кармак стал одним из членов команды проекта VR и попросил один из прототипов шлема виртуальной реальности. Он использовал прототип Oculus Rift с собственной прошивкой, а позднее продемонстрировал первую поддерживающую виртуальную реальность игру DOOM 3 BFG на ежегодной выставке игровой индустрии E3 2012, на которой и был дан старт ажиотажу Oculus Rift.

Потом подросток-геймер основал собственную компанию Oculus Rift и обратился за помощью к нескольким инсайдерам данной отрасли - Брендану Ирибе и Майклу Антонову, соучредителям Scaleform - корпорации-разработчику программных движков для индустрии компьютерных игр. Кампания на веб-сайте Kickstarter началась с финансирования суммой 250000 долларов - эта планка была побита в первый же день. В итоге Лаки достиг еще большего успеха и сумма финансирования перевалила за вышеуказанную планку в 10 раз - всего было собрано почти 2.5 миллиона долларов.


С тех пор компания получала миллионы и больше того от инвесторов и даже от самих сотрудников. В настоящее время компания Oculus Rift имеет партнерские отношения с такими крупными производителями в области игровой индустрии, как Valve, Epic Games и Unity.

По состоянию на 2014 год компания Oculus Rift выпустила комплект средств для разработчиков (SDK) с целью поощрения создания качественного и многочисленного контента для фирменного одноименного шлема виртуальной реальности - этот шаг был предпринят в связи со скорейшим выпуском улучшенной потребительской версии на мобильный рынок. Потребительская версия все еще находится в разработке, и социальная сеть Facebook объявила о приобретении Oculus VR за 2 миллиарда долларов в марте этого года.

Само устройство представляет из себя легкий шлем виртуальной реальности, который преграждает вам все поле зрения и вашего окружения и полностью погружает в виртуальный мир. Oculus Rift позволяет вам буквально погрузиться в мир игры, посмотреть вокруг и направляться в любом желаемом направлении, видя при этом игровую окружающую среду, а не плоский экран в окружении вашего декора в гостиной. Самый главный эффект, применяемый в технологии виртуальной реальности - трехмерность или трехмерная графика (3D). вы можете прочесть в отдельной статье из колонки «Как это работает».

Технические характеристики и другие особенности



Oculus Rift Development Kit версии 1.1 включает в себя головной набор Oculus Rift, который отдаленно напоминает защитные лыжные очки. В комплект также поставляется блок управления, который прочно прикреплен к шлему кабелем длиной 1.8 метра, съемный ремешок для головы для дополнительного комфорта и стабильности, три пары объективов с различным фокусным расстоянием, кабель HDMI, кабель USB, кабель DVI и стандартный блок питания вместе с международными адаптерами питания 5 Вольт. Все это располагается в жестком футляре. В Oculus Rift Dev Kit очки весят меньше, чем 1 фунт - всего лишь 369 граммов - и будущая потребительская модель может стать еще легче.

Блок управления используется для подключения шлема к компьютеру и дальнейшего выполнения основных функций управления. Здесь и пригодятся кабели HDMI, DVI, MiniUSB и порты DC, а также пять кнопок для управления контрастностью и яркостью. Синий индикатор показывает, подключено ли устройство или нет.

Шлем разработчика предоставляет следующий функционал в области виртуальной реальности: 3 степени свободы (глубина резкости), ультранизкая латентность и поле зрения (FOV) из 110 градусов по диагонали и 90 градусов по горизонтали для более убедительного погружения в несуществующий мир.


Rift оснащен 7-дюймовым (17.8 сантиметров) жидкокристаллическим дисплеем с разрешением 1280х800 (640х720 на каждый глаз) точек с частотой обновления изображения 60 Гц. Фиксированное расстояние между централи линз составляет 2.5 дюйма (64 миллиметра). У компании есть планы увеличить разрешение потребительской модели до формата FullHD, и Oculus уже продемонстрировала два прототипа. Входы отображения следующие: DVI-D Single Link, HDMI 1.3 и USB 2.0 Full Speed.

Шлем виртуальности реальности Oculus Rift имеет изготовленный специально на заказ блок движения и датчики ориентации с частотой дискретизации до 1000 Гц. Блок датчиков включает в себя гироскоп, акселерометр и магнитометр. В качестве процессора в устройстве служит микроконтроллер на основе платформы ARM Cortex-M3. Данные всех трех датчиков сочетаются посредством процесса, называемого «системой датчиков» - он позволяет быстро и точно отслеживать движения вашей головы и ее ориентацию в пространстве. Благодаря этому вы можете поворачивать голову в любом направлении и смотреть вокруг в виртуальной среде в режиме реального времени.

Новый прототип, названный Crystal Cove, дебютировал на выставке CES 2014. Он получил усовершенствованные технические характеристики: экран, выполненный по технологии AMOLED, с разрешением FullHD (активная матрица на органических светодиодах), низкий уровень задержки, более высокую частоту обновления изображения (75 Гц), более низкое остаточное изображение, инфракрасный трекер и десятки ИК-светодиодов для отслеживания местоположения в пространстве. Crystal Сove может отслеживать положение, а не только ориентацию - именно так работают инфракрасные светодиоды, выглядящие как маленькие квадратные белые точки). Кроме того, количество степеней свободы было увеличено до 6 (было 3), поэтому отныне вы сможете склоняться к вещи, чтобы более близко ее рассмотреть. Этот прототип, как сообщается, является почти потребительской версией Oculus VR, но разработка продолжается.

Системные требования


Шлем виртуальной реальности Oculus Rift и комплект средств для разработки (SDK) поддерживают операционные системы Linux, Mac OS X и Windows. Для использования устройства с компьютером, он должен иметь либо порт HDMI, либо видеовыход DVI. VGA не поддерживается. Конкретных минимальных системных требований нет, но некоторые рекомендуемые составляют такой список:

  • Windows (Vista, 7 или 8/8.1)
  • Mac OS 10.6 или выше
  • Linux (Ubuntu 12.04 LTS)
  • Процессор с тактовой частотой 2.0 ГГц+
  • 2 Гб оперативной памяти
  • Поддержка Direct3D 10 или совместимая с OpenGL 3 видеокарта
Производительность должна быть лучше на компьютере, который может обрабатывать высокую графику современных игр. Например, команда Oculus работает с ноутбуком MacBook Pro Retina, который оснащен видеокартой NVIDIA 650M - данная модель, по словам команды, вполне способна играть роль портативной рабочей станции для Oculus VR.

SDK также включает в себя поддержку некоторых игровых контроллеров: Microsoft XBox 360, Logitech F710 Wireless Gamepad и SONY PlayStation DUALSHOCK3.

В настоящее время шлем виртуальной реальности от компании Oculus Rift работает только в паре с персональными компьютерами, но полноценная поддержка мобильных устройств вместе с крутыми игровыми системами уже находится в работе.

Открытое программное обеспечение и комплектующие


Oculus SDK является общедоступным программным обеспечением с открытым исходным кодов, что означает любой человек может получить право на использование или даже модифицирование и распространение кода. Однако, есть и несколько предостережений, которые подробно изложены в лицензионном соглашении, в том числе, что любые изменения должны быть разделены с Oculus VR, что программное обеспечение не может использоваться для взаимодействия с другими коммерческими продуктами VR и что код должен быть использовать в целом, а не частично. Обязательно знать, что компания может отозвать свои права на использование SDK, если вы создаете приложение, которое вызывает проблемы со здоровьем или безопасностью.

Комплект средств для разработки состоит из исходного кода C++, библиотек, встроенных программ, образцов, учебных пособий, документации, Unreal Development Kit, Unreal Engine 4 и программного обеспечения Unity для разработки игр. Некоторые из образцов:

  • OculusRoomTiny - отображает небольшую комнату, чтобы показать интеграцию сенсора и рендеринга.
  • OculusWorldDemo - позволяет бродить по Тоскане (один из регионов Италии).
  • SensorBoxTest - трехмерная визуализация, которая показывает датчик фьюжн путем отслеживания и отображения вращения в пространстве Rift.
Разработчики могут получить доступ к Центру разработчиков Oculus VR для получения последних версий компонентов SDK и онлайн-поддержки. Эти ресурсы должны существенно помочь в разработке или переносе большинства популярных игр и другого не менее интересного контента в Oculus Rift.

Что может делать Oculus Rift


По некоторым причинам шлем виртуальной реальности Rift ставят в сравнение с умными очками . С одной стороны это две технологии, которые являются носимыми, но с другой данные устройства находятся в совершенно разных категориях. Google Glass представляет из себя миниатюрный смартфон в виде пары очков с четким прямоугольным прозрачным экраном на одной из сторон поля зрения. При этом вы можете видеть окружающую вас реальную среду, но также вам доступен вызов интересующей информации с помощью голосовых команд, впоследствии чего она появится прямо перед вами - на экране. Умные очки Google Glass стоит отнести больше к технологии дополненной реальности, нежели виртуальной реальности.

Oculus Rift - это настоящая виртуальная реальность. Шлем полностью загораживает вам обзор реального мира и вы будете лицезреть в полной мере полноценный, цифровой, виртуальный мир стоя на одном месте. Rift использует стереоскопический трехмерный дисплей с высоким разрешением, широкое поле зрения 110 градусов и и минимальную задержку при погружении человека в виртуальный мир.


Oculus Rift достигает стереоскопического трехмерного эффекта путем отображения изображения для каждого глаза - так каждый глаз видит все с несколько иной точки зрения и создается качественная глубина, которая соответствующим образом воспринимается человеком. Широкое поле зрения, равное 110 градусам, простирается в вашей периферийной области зрения и, в сочетании с линзами, предназначено, чтобы помочь погрузить вас в мир игры.

После того, как вы приобрели Oculus Rift, скачали комплект средств для разработки (SDK) и обновили программное обеспечение с сайта Oculus VR, необходимо откалибровать шлем виртуальной реальности. Этот процесс состоит из следующих задач: измерение и определение своего роста и IPD (Inter-pupillary Distance, межзрачковое расстояние или расстояние между глаз), а также калибровка магнитометра. После того, как устройство откалибруется, вы можете использовать его для детального тестирования или рубилова в игрушки.

Какие игры работают и поддерживают Oculus Rift?


На момент написания этой статьи потребительская версия шлема виртуальной реальности компании Oculus еще не выпущена, но уже есть некоторые игры от крупных издателей и компаний-разработчиков, которые были созданы или перенесены с одной платформы на другую. К ним относятся:

  • DOOM 3 BFG Edition от ID Software - первая полноценная игра для Oculus VR
  • Eve: Valkyrie от CCP Games - эксклюзив для Oculus Rift
  • Team Fortess 2 от Valve - официальный порт, который может быть воспроизведен в режиме VR
  • Half Life 2 от Valve - еще один официальный порт, который может быть воспроизведен в режиме VR
  • Hawken от Meteor Entertainment и Adhesive Games


В настоящее время много существующих игр уже адаптированы для работы со шлемом виртуальной реальности Oculus Rift. Тем не менее, на этом развитие технологии не заканчиваются, и сегодня как известные, так и малоизвестные разработчики изучают возможности Rift. Наверняка с релизом потребительской версии компания Oculus презентует и новую пачку крутых игр от популярных и не очень издателей. Осталось только дождаться релиза, ведь если посудить, то разработка потребительской версии длится уже почти год.

Отзывы, наличие и возможности


Ранние впечатления от модели для разработчиков были в значительной степени положительными. Многие люди думают, что Oculus Rift - это невероятно круто, в том числе 90-летняя бабушка одного из пользователей. Кроме того, заядлые геймеры уверенно утверждают, что технология виртуальной реальности определенно изменит мир игровой индустрии в еще более технологичное русло.

Конечно, не обошлось и без жалоб - это вполне ожидаемые тошнота, головокружение и некоторая озабоченность по поводу использования очков с Oculus Rift. Вы можете фактически использовать шлем с большинством очков в зависимости от их размера и формы. Для правильного размещения очков нужно отрегулировать расстояние линзы по отношению к вашему лицу, повернув два винта по обе стороны от шлема - чем ближе, тем лучше, потому что тогда вы получите максимальное поле зрения. Однако, использование Oculus Rift в очках не рекомендуется в связи с риском поцарапать ваши очковые линзы и уверенности в снижении поля зрения.


На вторую версию модели для разработчиков Oculus Rift Development Kit под названием Crystal Cove люди отреагировали существенно положительнее: эмоции пользователей еще более экспансивные по причине более высокого разрешения, уменьшения размытости движения и позиционного отслеживания. Обе итерации мобильного устройства компании Oculus получили награду «Best of CES» в 2013 и 2014 годах.

По состоянию на начало 2014 года вы можете приобрести версию для разработчиков прямо с официального сайта Oculus VR по цене 300 долларов, но дата релиза и цена потребительской версии до сих пор официально не объявлены. Будем надеяться, что с такой уверенной поддержкой со стороны разработчиков и издателей игр, финансовой поддержкой Facebook и возможностями компании проект Oculus Rift будет жить и развиваться еще очень долго. Надеюсь, вам было интересно и вы узнали много нового об одном из первых шлемов виртуальной реальности. Оставайтесь с нами и удачи.

Пользователь скрыл свои данные

Проблема решена

Достоинства: Хорошие качество картинки (но конечно не идеальное), хороший эффект погружения, идеальный трекинг головы и тела, возможность лечь, сесть, попрыгать, наклониться и перемещаться по комнате примерно 2кв м., а с доп сенсором в пределах 5кв.м. Всё это вы делаете в реальном мире и тоже самое происходит в виртуальном. Поворот на 360 градусов, лёгкий вес и удобная конструкция, встроенные съёмные наушники с хорошим качеством звука, встроенный микрофон, геймпад от xbox one в комплекте и пульт управления имеющий важную функцию регулировка громкости, поддержка steam vr и игр для htc vive (правда для подвижных игр с отслеживанием рук требуется докупить окулус тач), регулировка меж зрачкового расстояния, простота подключения и настройки, качество сборки, качественная и красивая упаковка в виде кейса. Недостатки: Высокая цена, угол обзора в 110 градусов (хоть это достаточно для погружения в вр мир и эффекта присутствия, но хочется угол обзора как в реальной жизни), небольшой эффект подводной маски, отсутствие беспроводного подключения шлема к ПК, отсутствие разъёма для наушников. Комментарий: Шлем хороший, конечно не без минусов, но все его минусы не критичны и самое главное не мешают эффекту присутствия. Многие ругают его ещё и за встроенные наушники, но как по мне эти наушники большой плюс, так как меньше проводов и в них хорошие качество звука, но если хочется свои подключить, то встроенные легко снять покрутив винты, а так же они очень удобно регулируются и при необходимости их легко сдвинуть с ушей не снимая шлем, а вот отсутствие разъёма для наушников конечно минус. Ведь если свои хочется подключить, то придётся подключать их к пк, а это ещё один лишний провод, либо покупать без проводные. Появляются действительно интересные игры и приложения, причём есть и бесплатные, а так же многие вр игры можно скачать с торрента, естественно для ознакомления, упаси Бог играть в пиратские игры))) Ещё начинают появляться качественные и бесплатные вр моды для старых игр. На пример для doom 3, что не может не радовать. Присутствие геймпада в комплекте тоже многие критикуют, но так как на клавиатуре играть в вр игры крайне не удобно я считаю, что беспроводной геймпад в комплекте это плюс, а не минус. После неделе эксплуатации понимаешь, что нужно докупать oculus touch (комплект контроллеров для рук и доп. сенсор), так как большинство интересных вр проектов требуют контроллеры для рук. Совет: для достижения максимального эффекта погружения нужно принимать положения тела такое как у вашего игрового персонажа. На пример, если в игре ваш персонаж стоит, то и вам нужно принять стоячие положения, а повороты осуществлять телом, а не джойстиком, так возрастает эффект присутствия и пропадает морская болезнь. Главное в проводе не запутаться.))) Что касается сенсора, то лучше расположить его выше головы и находиться от него на расстояние примерно полтора метра, чтобы тело было полностью в его луче и тогда трекинг будет идеально точным. А так же не советую подключать HDMI шлема к включённому ПК, а ещё лучше HDMI лишний раз не отключать.