Что такое конструктор в js. Создание объектов в Javascript. Соглашения об именовании функций

Сразу после того, как мы создали функцию, у нее есть свойство prototype , куда записан некоторый объект:

Var Foo = function() {} alert(Foo.prototype) //

Правда, это свойство как тот суслик, который есть несмотря на то, что его не видишь:

Var Foo = function() {} Foo.prop = "ololo"; for (var i in Foo) { alert("Foo."+i + " = " + Foo[i]) } // выведет "Foo.prop = ololo" // и НЕ выведет никакого Foo.prototype

Если попытаться изучить, как устроен объект, который сидит в этом свойстве, может показаться, что он - пустой:

Var Foo = function() {} for (var i in Foo.prototype) { alert("Foo.prototype."+i + " = " + Foo.prototype[i]) } alert("КОНЕЦ!") // покажет только "КОНЕЦ!"

На самом деле в нем тоже сидит невидимый суслик, в виде свойства Foo.prototype.constructor, куда записана ссылка на саму функцию:

Function Foo() {} alert(Foo.prototype.constructor === Foo) // true

Когда же может пригодиться свойство Foo.prototype? Тогда, когда Foo используется в качестве конструктора, то есть с оператором new. Конструктор создает объекты, все это знают. В JavaScript это тоже так, но логика создания слегка запутанная. Вот перед нами простой с виду код:

Var Foo = function() {} var a = new Foo; alert(a)

Любой пыхарь с уверенностью скажет "Мы создали объект а, являющийся экземпляром класса Foo". На самом деле в 7 символах "new Foo " заключена следующая магия:

  1. Мы создаем пустой объект (как если бы написали a = {} )
  2. Прототипом этого объекта назначается то, что сидит в Foo.prototype
  3. Этот объект привязывается к this в теле Foo
  4. Исполняется функция Foo
  5. Оператор new возвращает созданный объект, если Foo не вернула что-либо другое.

"Прототип" из пункта 2 - это такой объект, где будут искаться свойства созданного объекта a , которые он сам в явном виде не содержит. Код ниже иллюстрирует все это более развернуто:

Var Foo = function() { alert("я - фу!") this.prop = "lol" } // добавляем свойство к Foo.prototype Foo.prototype.bar = "trololo" var a = new Foo // исполняется Foo, видим алерт "я - фу" // в переменную a записывается созданный объект // когда Foo исполнялась, this указывало на него alert(a.prop) // например, через this-ссылку мы добавили свойство prop alert(a.bar) // а свойство bar берется из прототипа

ОК, вроде разобрались, что такое "прототип объекта", откуда он берется и зачем нужен. А как его посмотреть? В идеальном мире мы могли бы обратиться к obj.prototype и получить прототип объекта. Но увы, как мы видели выше, свойство с таким названием используется иначе - хранит то, что функция-конструктор сделает прототипом объекта. Напрашивается вывод, что можно получить прототип через .prototype конструктора. Попробуем:

Var Foo = function() {} Foo.prototype.prop = "ololo" var a = new Foo() alert(a.prop); // берем из прототипа неявно alert(a.constructor.prototype.prop); // а теперь - явно!

Вроде бы работает. Но что, если мы пытались изобразить наследование, расширив Foo другим "классом"?

Function Foo() {} function Bar() { this.prop = "ololo" } Foo.prototype = new Bar // типа наследуемся var a = new Foo alert(a.prop) // работает alert(a.constructor.prototype.prop) // undefined - ой:(// а кстати, что у нас в a.constructor? alert(a.constructor) // Bar!

Самое время задуматься, куда, собственно, указывает a.constructor. А, собственно, никуда не указывает, потому что у a нету такого свойства, оно берется из цепочки прототипов. В примере выше "прототип a" - это экземпляр Bar (потому что в Foo.prototype результат выполнения new Bar). У экземпляра Bar тоже нету свойства constructor. Зато оно есть у прототипа экземпляра Bar - потому что Bar.prototype (прототип экземпляра Bar) имеет свойство.constructor, указывающее на Bar ("свойство-суслик", о котором я писал в самом начале).

Если подумать, факап в этом примере случился из-за того, что мы "расширили" "класс" "экземпляром" (да, все - в кавычках!). Логичнее "расширять" "класс" "классом", но сути это не меняет - на obj.constructor.prototype в поисках прототипа мы полагаться не можем. Потому что obj.constructor - это не "функция, создавшая obj", а в лучшем случае - "функция, создавшая прототип obj" (так сформулировано в ). В лучшем случае - потому что, вообще-то, там может быть что угодно:

// "Класс", создающий компанию с ключевыми сотрудниками function Company (team) { for (var profession in team) { this = team } } var AvtoVAZ = new Company({ president:"Игорь Комаров", constructor:"Сергей Кудрюк " // главный конструктор АвтоВАЗа }) alert(AvtoVAZ.constructor) // упаси Бог пытаться создать новую компанию так: // var KAMAZ = new AvtoVAZ.constructor()

В общем, догадаться самостоятельно не получается, надо лезть в доки, маны и прочую матчасть. Там мы обнаруживаем совершенно курьезную ситуацию: JavaScript, прототипно-ориентированный язык, обзавелся нормальным способом получения прототипа только на 14-м году своей жизни, в версии 1.8.1! Этот способ называется Object.getPrototypeOf() и не поддерживается IE младше 9.

Function Foo() {} function Bar() { this.prop = "boo" } var b = new Bar Foo.prototype = b var a = new Foo // получаем прототип var aproto = Object.getPrototypeOf(a) alert(aproto.prop) // boo из экземпляра Bar // меняем в прототипе aproto.prop = "woo" alert(a.prop) // woo - "меняется" и в экземпляре // меняем в прототипе неявно b.prop = "zoo" alert(a.prop) // zoo - работает! // потому что Foo.prototype, aproto и b - все указывают на один и тот же объект

До появления этой штуки у разработчиков было только свойство.__proto__, которое работает только в Mozilla-образных браузерах.

Function Foo() {} var proto = {prop:"woo"} Foo.prototype = proto var a = new Foo alert(a.__proto__.prop) // свойство есть в прототипе proto.prop = "zoo" alert(a.__proto__.prop) // поменяли прототип, отразилось на экземпляре a.__proto__.prop = "boo" alert(proto.prop) // и в обратную сторону работает

Настало время для типа-саммари.

Что такое "прототип объекта obj"?
Это объект, к которому JS обращается за свойствами, которых нету у самого obj.

Что такое obj.prototype?
Если obj - это функция, то obj.prototype - то, что станет прототипом объекта при вызове new obj().


Что такое obj.constructor?
Если очень повезет - ссылка на функцию, создавшую obj, или прототип obj. А так вообще - что угодно:)

Что такое obj.__proto__?
Это прототип объекта obj, если у вас мозилла

Что такое Object.getPrototypeOf(obj)
Это способ получить ссылку на прототип объекта obj, который станет кроссбраузерным после смерти IE8 (ну FF до 3.5)

Зачем мне все это знать? о_0
Если создание сайтов - ваша работа, то... вам это все знать нафиг не нужно:) Если только для общей образованности, ну и чтоб голову поломать на досуге.

JavaScript предоставляет разработчикам возможность создавать объекты и работать с ними. Для этого существуют следующие приёмы:

  • Оператор new
  • Литеральная нотация
  • Конструкторы объектов
  • Ассоциативные массивы

Используем оператор new

Это, наверное, самый легкий способ создания объекта. Вы просто создаете имя объекта и приравниваете его к новому объекту Javascript.

//Создаем наш объект var MyObject = new Object(); //Переменные MyObject.id = 5; //Число MyObject.name = "Sample"; //Строка //Функции MyObject.getName = function() { return this.name; }

Минус данного способа заключается в том, что вы можете работать только с одним вновь созданным объектом.

//Используем наш объект alert(MyObject.getName());

Литеральная нотация

Литеральная нотация является несколько непривычным способом определения новых объектов, но достаточно легким для понимания. Литеральная нотация работает с версии Javascript 1.3.

//Создаем наш объект с использованием литеральной нотации MyObject = { id: 1, name: "Sample", boolval: true, getName: function() { return this.name; } }

Как видите, это довольно просто.

Объект = { идентификатор: значение, ... }

И пример использования:

Alert(MyObject.getName());

Конструкторы объектов

Конструкторы объектов - это мощное средство для создания объектов, которые можно использовать неоднократно. Конструктор объекта - это, по сути, обычная функция Javascript, которой так же можно передавать различные параметры.

Function MyObject(id, name) { }

Только что мы написали конструтор. С помощью него мы и будем создавать наш объект.

Var MyFirstObjectInstance = new MyObject(5,"Sample"); var MySecondObjectInstace = new MyObject(12,"Othe Sample");

Таким образом мы создали различные экземпляры объекта. Теперь мы можем работать отдельно с каждым экземпляром объекта MyObject, не боясь того, что, изменяя свойства одного экземпляра, мы затронем свойства другого экземпляра.

Как и в ООП, у MyObject могут быть методы и различные свойства. Свойствам можно присвоить значения по умолчанию, либо значения, переданные пользователем в конструкторе объекта.

Function MyObject(id, name) { //Значения переданные пользователем this._id = id; this._name = name; //Значение по умолчанию this.defaultvalue = "MyDefaultValue"; }

Аналогичным образом мы можем создавать и функции.

Function MyObject(id,name) { this._id = id; this._name = name; this.defaultvalue = "MyDefaultValue"; //Получение текущего значения this.getDefaultValue = function() { return this.defaultvalue; } //Установка нового значения this.setDefaultValue = function(newvalue) { this.defaultvalue = newvalue; } //Произвольная функция this.sum = function(a, b) { return (a+b); } }

Ассоциативные массивы

Подобный метод будет полезен упорядочивания большого числа однотипных объектов.

Var MyObject = new Number(); MyObject["id"] = 5; MyObject["name"] = "SampleName";

Для обхода таких объектов можно использовать такой цикл:

For (MyElement in MyObject) { //Код обхода //В MyElement - идентификатор записи //В MyObject - содержание записи }

По материалу подготовлена небольшая схема.

Вы можете её посмотреть в форматах.

Всем привет. В сегодняшней статье мы разберём, что такое Объекты, конструкторы и прототипы в JavaScript . JavaScript очень отличается от других объектно-ориентированных языков программирования, как, например, C++, Java, PHP и т.д. В этих языках используются классы , на основе которых потом создаются объекты . В JavaScript же классов нет, но есть объекты . Всё кроме null, undefined, string, number, boolean в JavaScript является объектом , поэтому очень важно знать, как они работают. Что же, давайте начнём.

Объект - это набор свойств и методов . Рассмотрим пример:

Var person = {};
var person = new Object();

Здесь мы создали пустой объект. 1 и 2 случай идентичны, но первый короче и поэтому используется чаще. Давайте заполним наш объект какими-то свойствами

Var person = {
name: "Alex",
age: 27
};

Слева указывается название свойства, а через двоеточие его значение. Свойства отделяются друг от друга запятой. Теперь мы можем узнать значение свойства, изменить его или добавить новое.

Console.log(person.name); // выводит в консоль имя
console.log(person["name"]); // аналогично первому случаю
person.age = 30; // изменили свойство age с 27 на 30
person.gender = "male"; // добавили новое свойство gender со значением male

Здесь всё понятно, но поясню второй способ обращения к свойству. Он используется обычно, когда нужно обратиться к свойству, имя которого записано в переменной. Такое бывает, например, в циклах. Там мы не можем обратиться к свойству через точку, будет ошибка, поэтому мы используем квадратные скобки.

Var k = "name";
console.log(person.k); // Ошибка!
console.log(person[k]); // выведет значение

Если мы попытаемся обратиться к несуществующему свойству, то получим undefined.

Console.log(person.height); // Такого свойства нет - undefined

Теперь разберём, что же такое методы.
Методы - это просто функции в объекте.

Var person = {
name: "Alex",
greet: function() {
console.log("Hello! My name is " + this.name);
}
};

В объекте person мы создали метод greet , который выводит в консоль приветствие. This в коде означает текущий объект, т.е. мы могли бы написать person.name и это также прекрасно работало бы, но что если нам нужно, например, поменять имя объекта? Тогда нам пришлось везде бы менять person на новое имя. С использованием this таких проблем нет.

Что такое объект разобрались. Давайте теперь поговорим, что же такое конструктор ?
Конструктор - это просто функция, вызывая которую с ключевым словом new , мы получим новый объект . Рассмотрим пример:

Var Person = function(name, age) {
this.name = name;
this.age = age;
};
var human = new Person("Alex", 27);

Интепретатор JavaScript видит ключевое слово new и запускает функцию, которая создаёт пустой объект, на который ссылается this . Дальше функция просто присваивает свойствам name и age переданные значения, а затем отдаёт новый объект, на который и передаётся ссылка в переменную human. Да-да! Я не случайно написал ссылка. Дело в том, что все объекты хранятся где-то в памяти, а в переменную попадает лишь ссылка на него, но не он сам.

Var a = 5;
var b = 7;
a = b;
console.log(a, b);

В данном примере мы переменной a присваиваем значение переменной b, поэтому в консоль выведется "7 7". Теперь давайте попробуем сделать так же и с объектами

Var a = {
name: "Alex"
};

Var b = {
name: "Bob"
};

B.name = "John";
console.log(a.name);

Если вы запустите данный пример, то увидите John, т.к. переменная a и b ссылаются на один и тот же объект.

Теперь давайте поговорим о прототипах . Практически любой объект в JavaScript имеет другой, связанный с ним объект, который и называется прототипом . Объект наследует свойства своего прототипа, или проще говоря, все свойства и методы, которые есть у прототипа будут доступны через наш дочерний объект. Создать их очень просто

Var person = {
name: "Alex"
};
var object = Object.create(person);
console.log(object.name);

В данном примере мы создаём новый объект object, который наследует все свойства от его прототипа person с помощью функции create.

Теперь поговорим о том, зачем нам всё это нужно? Допустим, в вашей программе вам нужно создавать много однотипных объектов

Var person = {
name: "Alex",
age: 27,
greet: function() {

}
};

Var person2 = {
name: "John",
age: 17,
greet: function() {
console.log("My name is " + this.name);
}
};

Var person3 = {
name: "Jessica",
age: 37,
greet: function() {
console.log("My name is " + this.name);
}
};

Прописывать все свойства и одинаковые методы в данном случае глупо. Это очень сильно усложнит ваш код и понизит его производительность. Рассмотрим, как сделать правильно

Var Person = {
constructor: function(name, age) {
this.name = name;
this.age = age;
return this;
},

Greet: function() {
console.log("My name is " + this.name);
}
};

Var person, person2, person3;

Person = Object.create(Person).constructor("Alex", 27);
person2 = Object.create(Person).constructor("John", 17);
person3 = Object.create(Person).constructor("Jessica", 37);

Наш код стал короче и более производительным. Давайте теперь разберёмся, что же мы сделали. Для начала мы вынесли общий для всех объектов метод greet в прототип Person. Теперь у нас не 3 функции, а только одна, что хорошо скажется на производительности. Значения name и age у нас для всех объектов разные, поэтому мы создали метод constructor , в котором просто написали функцию, которая инициализирует новый объект и возвращает его. Дальше мы создаём новый объект при помощи Object.create() и сразу вызываем его метод constructor , куда передаём данные. Так мы можем создавать сколько угодно новых объектов, обращаться к их свойствам и вызывать их методы.

Console.log(person.name); // Alex
console.log(person2.age); // 17
console.log(person3.name); // Jessica

Person.greet(); // My name is Alex
person2.greet(); // My name is John
person3.greet(); // My name is Jessica

Класс в языке JavaScript это чисто условное понятие и под классом понимают всего лишь множество всех объектов, которые наследуют свои свойства от одного прототипа. Т.е. в нашем случае эти 3 объекта(person, person2, person3) имеют один класс, потому что они наследуют свойства от одного прототипа.

Для того, чтобы определить является ли объект прототипом другого объекта, есть метод isPrototypeOf

Person.isPrototypeOf(person); // true

Итак, сегодня вы узнали такие основные вещи, как объекты, конструкторы и прототипы . Надеюсь, вы всё поняли, но если всё-таки остались вопросы - оставляйте их в комментариях. До скорого!

Function Person(first, last, age, eye) { this.firstName = first; this.lastName = last; this.age = age; this.eyeColor = eye; }

Считается хорошей практикой программирования, чтобы название функции конструкторов начиналось с большой буквы.

Объектные типы (Шаблоны) (Классы)

Примеры из предыдущих глав значительно ограничены. В них создается только одиночные объекты.

Тем не менее, иногда требуется иметь некий "шаблон", по которому можно было бы создавать множество объектов одного и того же "типа".

Для создания "объектного типа" и используется функция конструктора объекта .

В приведенном в начале этой главы примере функция Person() является функцией конструктора объекта.

Объекты одного и того же типа создаются при помощи вызова функции конструктора с ключевым словом new :

Var myFather = new Person("John", "Doe", 50, "blue"); var myMother = new Person("Sally", "Rally", 48, "green");

Ключевое слово this

В JavaScript ключевое слово this обозначает объект, которому "принадлежит" данный код.

Значением ключевого слова this , когда оно используется в объекте, является сам объект.

В функции конструктора у ключевого слова this нет значения. Это "подстановка" для нового объекта. Когда будет создан новый объект, тогда значением ключевого слова this и станет этот новый объект.

Обратите внимание, что this это не переменная, а ключевое слово. Вы не можете изменять его значение.

Добавление свойства к объекту

Добавить новое свойство к существующему объекту очень просто:

MyFather.nationality = "English";

Свойство будет добавлено к объекту myFather, но не к объекту myMother. (Или какому-либо другому объекту типа person).

Добавление метода к объекту

Добавить новый метод к существующему объекту очень просто:

MyFather.name = function () { return this.firstName + " " + this.lastName; };

Метод будет добавлен к объекту myFather, но не к объекту myMother. (Или какому-либо другому объекту типа person).

Добавление свойства к конструктору объекта

Нельзя добавлять новое свойство к конструктору объекта тем же способом, как это делается в случае с существующим объектом.

Чтобы добавить новое свойство к конструктору, вы должны добавить его в функцию конструктора:

Function Person(first, last, age, eyecolor) { this.firstName = first; this.lastName = last; this.age = age; this.eyeColor = eyecolor; this.nationality = "English"; }

При этом свойствам объекта можно устанавливать значения по умолчанию.

Добавление метода к конструктору объекта

Функция конструктора также может определять методы:

Function Person(first, last, age, eyecolor) { this.firstName = first; this.lastName = last; this.age = age; this.eyeColor = eyecolor; this.name = function() {return this.firstName + " " + this.lastName;}; }

Нельзя добавлять новые методы к конструктору объекта тем же способом, как это делается в случае с существующим объектом. Добавление методов к объекту должно происходить внутри функции конструктора:

Function Person(firstName, lastName, age, eyeColor) { this.firstName = firstName; this.lastName = lastName; this.age = age; this.eyeColor = eyeColor; this.changeName = function (name) { this.lastName = name; }; }

Функция changeName() присваивает значение параметра name свойству lastName объекта person:

MyMother.changeName("Doe");

JavaScript знает, о каком объекте идет речь, "подставляя" в ключевое слово this объект myMother .

Встроенные конструкторы JavaScript

В JavaScript есть встроенные конструкторы для собственных объектов:

Var x1 = new Object(); // Новый объект Object var x2 = new String(); // Новый объект String var x3 = new Number(); // Новый объект Number var x4 = new Boolean(); // Новый объект Boolean var x5 = new Array(); // Новый объект Array var x6 = new RegExp(); // Новый объект RegExp var x7 = new Function(); // Новый объект Function var x8 = new Date(); // Новый объект Date

В этом списке нет объекта Math(), так как это глобальный объект. Ключевое слово new нельзя использовать с объектом Math.

А вы знали?

Как видно из приведенного выше кода, в JavaScript есть объектные версии примитивных типов данных String, Number и Boolean. Однако нет никаких причин создавать для этих типов комплексные объекты. Примитивные значения работают быстрее.

Таким образом:

  • используйте объектные литералы { } вместо new Object().
  • используйте строковые литералы "" вместо new String().
  • используйте числовые литералы 12345 вместо new Number().
  • используйте логические литералы true / false вместо new Boolean().
  • используйте литералы-массивы вместо new Array().
  • используйте литералы-шаблоны /()/ вместо new RexExp().
  • используйте выражения функций () {} вместо new Function().
var x1 = {}; // новый объект Object var x2 = ""; // новая примитивная строка var x3 = 0; // новое примитивное число var x4 = false; // новое примитивное логическое значение var x5 = ; // новый объект Array var x6 = /()/ // новый объект RegExp var x7 = function(){}; // новый объект Function

Последнее обновление: 27.03.2018

Кроме создания новых объектов JavaScript предоставляет нам возможность создавать новые типы объектов с помощью конструкторов . Так, одним из способов создания объекта является применение конструктора типа Object:

Var tom = new Object();

После создания переменной tom она будет вести себя как объект типа Object.

Конструктор позволяет определить новый тип объекта. Тип представляет собой абстрактное описание или шаблон объекта. Можно еще провести следующую аналогию. У нас у всех есть некоторое представление о человеке - наличие двух рук, двух ног, головы, пищеварительной, нервной системы и т.д. Есть некоторый шаблон - этот шаблон можно назвать типом. Реально же существующий человек является объектом этого типа.

Определение типа может состоять из функции конструктора, методов и свойств.

Для начала определим конструктор:

Function User(pName, pAge) { this.name = pName; this.age = pAge; this.displayInfo = function(){ document.write("Имя: " + this.name + "; возраст: " + this.age + "
"); }; }

Конструктор - это обычная функция за тем исключением, что в ней мы можем установить свойства и методы. Для установки свойств и методов используется ключевое слово this :

This.name = pName;

В данном случае устанавливаются два свойства name и age и один метод displayInfo.

Как правило, названия конструкторы в отличие от названий обычных функций начинаются с большой буквы.

После этого в программе мы можем определить объект типа User и использовать его свойства и методы:

Var tom = new User("Том", 26); console.log(tom.name); // Том tom.displayInfo();

Чтобы вызвать конструктор, то есть создать объект типа User, надо использовать ключевое слово new .

Подобным образом мы можем определить и другие типы и использовать их вместе:

// конструктор типа Car function Car(mName, mYear){ this.name = mName; this.year = mYear; this.getCarInfo = function(){ document.write("Модель: " + this.name + " Год выпуска: " + this.year + "
"); }; }; // конструктор типа User function User(pName, pAge) { this.name = pName; this.age = pAge; this.driveCar = function(car){ document.write(this.name + " ведет машину " + car.name + "
"); }; this.displayInfo = function(){ document.write("Имя: " + this.name + "; возраст: " + this.age + "
"); }; }; var tom = new User("Том", 26); tom.displayInfo(); var bently = new Car("Бентли", 2004); tom.driveCar(bently);

Оператор instanceof

Оператор instanceof позволяет проверить, с помощью какого конструктора создан объект. Если объект создан с помощью определенного конструктора, то оператор возвращает true:

Var tom = new User("Том", 26); var isUser = tom instanceof User; var isCar = tom instanceof Car; console.log(isUser); // true console.log(isCar); // false